Недоношенные дети, родившиеся раньше запланированного природой срока, чтобы выжить, нуждаются в особой помощи. Кто, как, где ее должен оказывать? Отвечает главный неонатолог Москвы профессор Ирина Солдатова.
Чем раньше прервалась беременность, тем больше внимания, знаний и умений требует выхаживание ребенка, особенно если он родился с малым весом...
Ирина Солдатова: В 80-90% случаев такие дети рождаются и выхаживаются в ведущих клиниках Москвы. Этот показатель считается хорошим. Европе, чтобы прийти к подобным результатам, потребовалось около 10-15 лет. Сейчас в европейских странах, где данные критерии существуют уже много лет, в среднем удается спасти до 96% таких детей.
Почему растет "экстремальная" недоношенность?
Ирина Солдатова: Процент таких детей в нашей стране, как и во всем мире, практически не меняется - он на уровне 6% от всех родов. Настораживает другое: увеличение доли глубоко недоношенных. Причины разные: возраст будущей мамы, период между ее беременностями, вредные привычки, социальный статус семьи, аборты, состояние здоровья, перенесенные инфекции. Скажем, курение женщины во время беременности может привести к задержке внутриутробного развития плода.
Должна быть система просвещения будущих родителей?
Ирина Солдатова: Конечно. Тут важна роль женских консультаций. Зарекомендовали себя открытые в Москве центры здоровья. К сожалению, сегодня размывается само понятие "институт брака" - в стране много так называемых гражданских союзов, причем не все, живущие вне брака, ответственно подходят к вопросам продолжения рода. И это тоже влияет на здоровье будущего малыша, появление его на свет раньше срока.
Психологический статус беременной вне брака нередко угнетен: она не чувствует себя защищенной, уверенной в будущем. В Москве уже несколько лет все беременные, состоящие на учете в женских консультациях, проходят перинатальную (до рождения ребенка) диагностику и генетический перинатальный скрининг для выявления возможных пороков у плода. Это позволяет определить тактику ведения беременности и родов, определить место рождения.
Ко мне нередко обращаются будущие мамы с просьбой посоветовать, в каком роддоме рожать?
Ирина Солдатова: И ко мне с такой просьбой обращаются постоянно. Это можно объяснить - женщина ищет оптимальное место для этого важнейшего в жизни события. Порой говорят: направьте в такой-то роддом, называется его номер или адрес. Его женщина выбрала или по совету знакомой, или по Интернету. И то, и другое - не приветствуется.
Убеждена: место родов должно быть предложено врачом, который ведет беременную. Если она здорова и беременность протекала без осложнений, то возможно выбрать родильный дом и по территориальному признаку, и по рекомендациям наблюдающего врача. Если же у плода выявлен врожденный порок развития, очень важно согласовать и заранее определить профильный родильный дом и сроки родов. Определить время для перевода в хирургическое, кардиохирургическое или нейрохирургическое отделение для своевременной помощи новорожденному. А при угрозе преждевременных родов нужно госпитализировать лишь в клиники, где есть отделения реанимации, интенсивной терапии, где специалисты умеют выхаживать недоношенных.
Коснемся больного вопроса. Дети, рожденные с низкой массой тела, нередко становятся инвалидами: по слуху, зрению, страдают нарушениями опорно-двигательного аппарата, у них нередко развивается детский церебральный паралич.
Ирина Солдатова: После выписки из роддома этих детей прикрепляют к центрам восстановительного лечения. Здесь работают педиатры, неврологи, офтальмологи, хирурги, ортопеды, физиотерапевты. Совершенно очевидно, и это показывает мировой опыт: надо выстраивать систему реабилитации таких детей, привлекая психологов, логопедов, психоневрологов, специалистов по лечебной физкультуре.
Источник: "Российская газета", Ирина Краснопольская