Как-то в начале февраля собрались с друзьями в лыжный тур выходного дня к побережью Баренцева моря. Маршрут начинался из Териберки – села, расположенного в 120 километрах от Мурманска. По дороге в Териберку мне по личным вопросам позвонил врач из областной больницы и, узнав о наших планах, рассказал о местном семейном докторе, присылающим в Мурманск больных на лечение к узким специалистам и неплохо умеющим вскрывать абсцессы (гнойники), что является весьма сложной манипуляцией для рядового терапевта. Мы заинтересовались и в одном из немногочисленных (единственном?) магазинов поинтересовались, где же живёт врач.
Оказалось, что Иван Ильич Лысенко – единственный доктор в селе (точнее, в двух сёлах, так как Териберка состоит из собственно Териберки и села Лодейного) как раз в этот момент ведёт приём в поликлинике. Выяснив местоположение вышеназванного лечебного учреждения, направились прямиком туда. Это оказались несколько неплохо оборудованных комнат, занимающих часть первого этажа старенькой пятиэтажной «хрущовки». К нашему удивлению, на стене в коридоре висел плакат «МурманМед». Откуда он здесь появился сотрудники поликлиники ответить затруднились. Через пару минут на пороге выросла среднего роста заснеженная фигура Ивана Ильича. Мы познакомились и договорились об интервью с ним по возвращении с экскурсии к Баренцеву морю и водопаду. На часах было 13:00.
К вечеру затянувшие всё небо тучи неожиданно разошлись, наша группа успешно завершила маршрут и вошла в село при свете луны. В поликлиническом кабинете начал рассказ о своей жизни и работе доктор Иван Ильич. Было 18:00.
Я родился 2 января 1941 года. После окончания университета в 1971 году жил и работал участковым, а после - ЛОР врачом в городе Луганск (восточная Украина) пока волею судьбы не был назначен инспектором лечебно – профилактической помощи детям при горздраве. В те времена строго карали за смертность, превышающую 25%, я же снисходительно относился к педиатрам, ставшим заложниками недостаточности ресурсов в детских больницах, что делало весьма уязвимыми мои позиции на занимаемой должности. По этой причине мы с женой приняли решение уехать с дочерьми (11 и 4 лет) из родного города на Север, заработать денег, купить автомобиль и лет через пять вернуться. Так в возрасте 37 лет я попал в Териберку. Шёл 1978 год.
Первое время работал педиатром, будучи по образованию лечебником (взрослым врачом). В нашем коллективе тогда было семь докторов, медицинские сёстры и одна сестра – анестезист. Базировались в отдельном здании больницы, отданном сейчас дайверам. Почти всегда были заняты все пятьдесят коек при населении Териберки в 5500 человек. Сейчас здесь живёт не более 1155 на оба посёлка. Контингент составляли в основном пациенты инфекционного профиля (дизентерия, гепатит, ОРЗ). И не менее, чем сегодня в те времена употребляли водку. Спивались даже врачи, так как имели облегчённый доступ к спирту. В клуб я не ходил, развлекался (если позволяла работа) играя с друзьями в преферанс и шахматы. Благая жизнь продолжалась до начала 1990-х., после чего началось выживание и деградация как посёлка, так и медицинской помощи в нём.
В последнее десятилетие ситуация более – менее стабилизировалась, но осталась сложной. Год назад уехал предпоследний доктор. Теперь в Териберке остался только Иван Ильич, работающий на ставку 6 дней в неделю за 35 000 рублей. Утром – приём в поликлинике (дети, взрослая хирургия и терапия), после обеда – выезды на вызова к больным. Когда есть возможность 72 летнего Ивана Ильича возит по селу УАЗ «буханка» , но порой приходится идти пешком по 12 км, обслуживая пациентов в обеих Териберках. Недавно в нагрузку дали вести приём 1 раз в неделю в посёлке Туманный (10 коек сестринского ухода), расположенный в нескольких десятках километров от основного места работы. На время учёбы или отпуска все три населённых пункта остаются без врача. Тогда обделёнными остаются 8 тяжёлых лежачих инвалидов, перенёсших инсульт, нуждающихся в назначениях и внимании доброго доктора.
Професионализм и опыт Ивана Иьича поразил меня: он самостоятельно смог зашить полностью перерезанную ножом сонную артерию, принять в машине скорой помощи сложные роды, осложнённые обвитием пуповиной шеи плода, компенсировать ребёнка с жизнеугрожающим острейшим ларинготрахеитом и многое другое. Однажды опоздав на очередной цикл общего усовершенствования в Санкт – Петербурге, Иван Ильич безошибочно ответил на все вопросы теста итоговой аттестации задолго до окончания курсов, чем немало поразил профессора, заведующего кафедрой и всех его студентов.
У Ивана Ильича одна дочь, закончившая Гарвард, живёт в США, преподаёт математику. Другая – воспитатель в Териберке. Здесь же растёт внучка, ради развития которой сегодня не покладая рук самоотверженно трудится наш доктор. Сегодня в его жизни две цели, два смысла – помочь людям и помочь внучке - очень талантливой девочке. При зарплате её мамы в 11 000 рублей сложно в одиночку поставить дочь на ноги. И это даёт Ивану Ильичу Лысенко вдохновение каждый день идти на работу как на праздник.
Источник: MurmanMed, Дмитрий Барсуков