В последние дни сразу несколько регионов - Санкт-Петербург, Челябинская и Московская области - заявили о том, что намерены создавать кластеры ядерной медицины. Лучевая энергия много лет широко используется в медицине развитых стран, особенно в онкологии и нейрохирургии. Поначалу применялось в основном рентгеновское излучение, затем были созданы аппараты, использующие гамма-лучи (так называемый "гамма-нож").
Однако и тот и другой метод имеют ограничения при лечении опухолей, лежащих в глубине организма - часть дозы облучения приходится на здоровые ткани, повреждая их. В начале 1950-х годов в медицине стали применять облучение протонами. Эта терапия имеет принципиальные преимущества по сравнению с облучением электронами и фотонами, поскольку протоны выделяют энергию в основном в конечной точке пробега. К тому же в тканях человеческого организма они движутся прямолинейно и почти не отклоняются от заданного направления - доза, поглощенная здоровыми тканями, оказывается в несколько раз меньше. Это позволяет увеличить общую и разовую дозы облучения, одновременно сократив курс лечения.
Сегодня протонная терапия новообразований успешно используется в 25 странах. До недавнего времени Россия в этом списке занимала самое скромное место - три функционирующих протонных центра на базе научных учреждений в Москве, Санкт-Петербурге и Дубне Московской области за год могли принять не более 400 больных. Их пропускные способности ограничены возможностями неспециализированных исследовательских ускорителей. Возможности же современных медицинских центров протонной терапии в несколько раз больше.
- По подсчетам, в протонной терапии в нашей стране ежегодно нуждаются не менее 50 тыс. человек, - говорит начальник медико-технического комплекса Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ), кандидат технических наук Геннадий Мицын. - Один специализированный медицинский протонный центр способен принять около 1000 пациентов в год. То есть, чтобы обеспечить всех нуждающихся, в стране необходимо иметь 50 центров протонной терапии.
Однако подобный центр не только чрезвычайно сложное техническое сооружение, но и очень дорогое удовольствие. Вместе с ускорителем и системой защиты строительство одного подобного центра обходится в сумму не менее 140-150 млн долларов. Поэтому идея использовать ГЧП, что называется, висела в воздухе. Так, в ОИЯИ совместно с инновационной компанией "Циклон" и бельгийской фирмой IBA, которая является мировым лидером в создании протонных центров, с 2007 года разрабатывают специализированный медицинский циклотрон для протонной терапии, который, как считают специалисты, должен даже превосходить по своим свойствам продукцию IBA. В ОИЯИ считают, что их циклотрон может стать основой при тиражировании центров протонной терапии в России, поскольку Дубна остается в России бесспорным лидером в этой области - здесь успешно применяется методика трехмерного облучения глубокозалегающих опухолей, при котором дозное распределение соответствует форме мишени с точностью до миллиметра.
В Санкт-Петербурге пошли другим путем - там построить центр протонной терапии на свои средства взялся частный Международный институт биологических систем им. С. Березина (МИБС). А власти города будут оказывать поддержку в создании соответствующей инфраструктуры, решать вопросы с инженерным обеспечением, заявил губернатор Георгий Полтавченко на церемонии закладки первого камня в основание центра. Институт готов вложить 145 млн долларов в строительство центра, которое "под ключ" осуществит компания IBA, и уже в 2016 году центр должен принять первых пациентов.
- Есть договоренности, что, когда центр начнет действовать, городской бюджет будет выделять средства на предоставление жителям Санкт-Петербурга квот на высокотехнологичную медицинскую помощь, - сообщила "РБГ" главный менеджер МИБС Ольга Коновалова.
Город уже имеет подобный опыт - по муниципальным квотам 30 петербуржцев получили бесплатное лечение в МИБС на установке "гамма-нож", которая также позволяет проводить прицельное облучение опухолей и других заболеваний головного мозга. Если учесть, что стоимость такой операции в институте доходит до 230 тыс. рублей, то понятно, что за свои деньги они доступны немногим. Правда, в старейшем в стране Российском научном центре радиологии и хирургических технологий, расположенном в том же пригородном поселке Песочное, где планируют строить новый центр, скоро тоже появится установка "гамма-нож". Жители Северо-Восточного округа смогут получать там лечение по федеральным квотам на высокотехнологичное лечение.
- Конечно, город выбирает таких партнеров, какие ему наиболее подходят, - осторожен в оценках заместитель директора РНЦРХТ профессор Леонид Тютин. - Но наш центр пока никакого финансирования по программе создания кластера не получал, хотя мы, к примеру, сами создали центр протонно-эмиссионной терапии, разработали целую серию препаратов для лучевого лечения, готовим кадры для всей страны. Эти работы требуют глубокой научной проработки, не знаю, насколько к ним готовы частные медцентры, где главное - поток больных.
Свою концепцию по созданию кластера претворяет в жизнь Челябинская область. Здесь планируют объединить существующие мощности Российского федерального ядерного центра по производству радиофармпрепаратов, объединения "Маяк", филиала МИФИ - для подготовки инженеров-радиохимиков, и Челябинской медицинской академии - для переподготовки врачей-радиологов. Также в программу включено переоснащение лечебных учреждений Южного Урала новыми гамма-камерами. В администрации Челябинской области "РБГ" сообщили, что начнется реализация программы с подготовки необходимого количества кадров. Параллельно разрабатывается бизнес-план создания кластера. И, как все крупные инвестиционные проекты, осуществляемые в области, этот также предполагает привлечение частного капитала.
Кроме того, в рамках ФЦП "Создание высокотехнологичных центров медицинской радиологии" строятся также центры протонной терапии в Димитровграде, Екатеринбурге и Томске. Реализация программы будет являться плацдармом для дальнейшего распространения этого направления современной медицины в России.
Источник: "Российская газета", Татьяна Батенёва