В наступившем году многие бюджетные учреждения сменят свой статус, в том числе и медицинские. В соответствии с 83-м федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» одни из них станут автономными, другие - бюджетными нового типа, третьи - казенными.
В Мурманской области в статусе государственных автономных начинают работать шесть учреждений: областные центры - консультативно-диагностический и восстановительной медицины и реабилитации, областная стоматологическая поликлиника, Мурманский и Кольский медколледжи и центр повышения квалификации специалистов здравоохранения. Казенными стали центр медицины катастроф и медицинский центр «Резерв». Остальные областные учреждения сохранили свой статус бюджетных.
Что касается муниципальных, то 17 из них в силу уже другого федерального закона становятся государственными, то есть переходят в подчинение областного минздрава. Это не коснется мурманских ЛПУ, поскольку полномочия по организации медицинской помощи в областном центре министерство передает городу.
Все принимаемые минздравом учреждения сохранят свой тип, то есть останутся бюджетными, кроме Мончегорской стоматологической поликлиники. Впрочем, понятие «автономное» уже не вызывает вопросов ни у ее медперсонала, ни у пациентов. В таком качестве поликлиника начала работать еще в минувшем году.
Главное, что волнует пациентов при любых переменах, касающихся здравоохранения, - смогут ли они получать бесплатную помощь. Ведь многие, не разобравшись в деталях, полагают, что автономность подразумевает скрытую приватизацию, за которой последует сокращение бесплатных медицинских услуг. В чем же суть происходящих изменений? Об этом рассказывает заместитель министра - начальник финансово-экономического управления министерства здравоохранения Мурманской области Ирина ЧЕРНЯКОВА.
- Представление о том, что медицинские услуги в автономных учреждениях станут платными, в принципе неверно. Изменение типа бюджетного учреждения ни в коем случае не меняет форму его собственности: как и прежде, она остается государственной. Более того, именно для автономных учреждений ужесточаются требования к оказанию бесплатных услуг, так как на выполнение государственного задания, которое получают все бюджетные учреждения, выделяются субсидии.
- Но ведь казна и сейчас выделяет им деньги на оказание медицинской помощи. В чем тогда принципиальная новизна? И как это связано с повышением эффективности их работы?
- Во-первых, для всех бюджетных учреждений меняется форма финансового обеспечения. Раньше средства предоставлялись им по бюджетной смете без жесткой увязки с объемом и качеством оказанных услуг. Теперь учредитель - областной минздрав - дает госзадание, в котором определено и то, и другое. И задание должно быть выполнено неукоснительно. Эта норма включается в уставы всех бюджетных учреждений, в том числе и автономных. Хочу подчеркнуть: бесплатная помощь остается в прежних объемах. Потому что все эти учреждения продолжают работать и в системе обязательного медицинского страхования, то есть участвовать в выполнении программы государственной гарантии по оказанию бесплатной медпомощи. А они не сокращаются. Так что для пациентов фактически ничего не меняется, и причин для беспокойства не должно быть. По своей сути вводимые изменения касаются только самих учреждений, и главная их цель - повысить ответственность за выполняемую работу. Ведь с каждым годом финансовые вложения в здравоохранение увеличиваются, а к результатам все равно много претензий. Поэтому и введено госзадание, за выполнение которого устанавливается жесткий спрос - с вытекающими последствиями для тех, кто его провалит. То есть теперь не будет такого, как раньше: учреждение работает кое-как, а гарантированный объем средств все равно получает.
- Чего же следует ждать в результате от автономных учреждений?
- По идее они должны достичь максимального результата: оказать услуги требуемого качества при оптимальных затратах. Ведь самостоятельности у них становится больше. Но и ответственность за расходование средств, получаемых в виде субсидий на выполнение госзадания, повышается. И здесь очень важно то, что в новой ситуации исключается субсидиарная ответственность учредителя. Это означает, что по обязательствам учреждения будет отвечать оно само, а не учредитель, как было до сих пор. Безусловно, это повышает ответственность его менеджеров за принятие решений. Соответственно, и спрос за попустительство будет очень жестким. Взять, к примеру, кредиторскую задолженность: теперь, если ее сумма превысит установленный органами власти предельный размер, такого руководителя можно уволить на законных основаниях.
При этом сохраняется наблюдение учредителя за выполнением учреждением не только госзадания, но и финансово-хозяйственной деятельности в целом, в том числе за получаемыми доходами и их расходованием. Этот контроль будет довольно прицельным прежде всего за бюджетными. За автономными - в меньшей степени, но и они тоже будут подконтрольны, причем не только учредителю, но и наблюдательному совету. Для казенных - в этом плане все понятно. Они имеют право оказывать платные услуги, но все получаемые доходы зачисляются в бюджет, и учреждение не имеет права ими распоряжаться.
- В чем тогда заключается свобода в деятельности?
- У автономных учреждений она появляется только в части распоряжения доходами от платных услуг и осуществления предпринимательской деятельности. Они смогут даже открывать счета в коммерческих банках. Но и эта финансовая свобода тоже будет контролироваться. Основные фонды учреждения, в том числе медицинское оборудование, останутся собственностью государства, продать их или заложить никто не имеет права. Все значимые решения - будь то закупка оборудования, сделки с движимым и недвижимым имуществом, его списание - станут проводиться строго по согласованию с учредителем. С этой целью в автономных учреждениях формируются наблюдательные советы, в которые будут входить представители учредителя, министерства имущественных отношений, общественности и его самого.
- И кто будет представлять общественность в этих советах?
- Скорее всего, члены врачебных ассоциаций - во всяком случае, судя по тем предложениям, с которыми обращаются учреждения. Но в любом случае их состав утверждается областным минздравом.
Еще очень важный момент: деятельность учреждения становится абсолютно прозрачной и для населения. В соответствии с 83-м федеральным законом каждое бюджетное учреждение обязано размещать на общедоступном сайте всю информацию о своей деятельности: учредительные документы, какое госзадание ему выдано, план финансово-хозяйственной деятельности, какие услуги оно обязано предоставить населению на бесплатной основе и какие средства выделены на это государством, сведения о руководителе. Здесь же будут размещаться отчеты о выполненной работе. В дальнейшем спектр этих сведений будет только расширяться. С этой целью уже сейчас Федеральное казначейство формирует общероссийский сайт, где будет представлена информация о всех медицинских бюджетных и автономных учреждениях, действующих на территории России.
- А как с ценами на платные медицинские услуги? Что-то изменится в их формировании с появлением автономных учреждений?
- Пока учреждение не было автономным, они согласовывались минздравом области. С учетом изменения типов учреждений правительство Мурманской области сейчас разрабатывает порядок оказания платных услуг в рамках действующего законодательства. Хочу отметить: хотя постановление правительства о формировании цен на платные медицинские услуги уже принято, работа над этим вопросом продолжается. Видимо, в действующий документ будут внесены коррективы.