Две тысячи двенадцатый уже скрылся с глаз долой, и все мы – кто с энтузиазмом, кто с поскрипыванием, принялись за порчу листков свежего календаря. Однако, год в медицине (хотела написать "за два идет", но будем считать, что удержалась) - это серьезный срок, за который на игровом поле могут произойти существенные перемены. Так что сегодня предлагаю докторам и мамам сверить координаты и полетные карты с ведущими педиатрами мира, которых попросили назвать ключевые открытия и изменения лечебных стратегий, произошедшие в 2012 году.
Начнем, пожалуй, с инфекционных заболеваний. В прошлом году вышли рекомендации по лечению кошмара мам и досады докторов – бактериального риносинусита. Если коротко, то рекомендации написаны под девизом: "Давайте уже отличать сопли прозрачные от соплей, извините, зелено-желтых, и вирусный риносинусит от бактериального!". Основания для этого, разумеется, весьма серьезные – от типа насморка зависит лечение. Пройдемся по предложенным диагностическим критериям. Бактериальный риносинусит крайне вероятен, если симптомы заболевания не проходят в течение 10 и более дней; если симптомы острого риносинусита сочетаются с лихорадкой, продолжающейся 3-4 дня и долее; и, наконец, если после некоторого улучшения, симптомы вновь усиливаются или возвращается лихорадка. В этих случаях – тогда и только тогда! – стоит хвататься за антибиотики. А вот дополнительное назначение антигистаминных и антиконгестантных (противоотечных) средств назвали лишним. И если насчет антигистаминных сложно не согласиться, то в случае с антиконгестантами, мне все-таки любопытно, неужели сами рекомендатели мужественно спят с открытым ртом и покладисто жуют безвкусные десерты, пока не подействут антибиотики?
Логическую пару этим рекомендациям составляет история о подельнике риносинусита в огорчении мам и врачей – фарингите. Беда с ним ровно та же самая: антибиотики детям с болящим горлом назначаются без суда и следствия, тогда как лишь от 20 до 30 процентов фарингитов в детской популяции бактериальные. Поэтому авторы настоятельно рекомендуют придерживаться следующего плана: берем экспресс-тест на стрептококковый антиген, если он позитивен – даем антибиотики, если негативен – делаем мазок из горла на бактериальный посев и назначаем лечение по результатам посева.
Почему это важно? Да потому что избыточное и напрасное назначение антибиотиков приводит к двум серьезным бедам: появлению антибиотикоустойчивых штаммов бактерий и нарушениям нормальной микрофлоры в организме ребенка. Следовательно, врач-ковбой, как и мама-ковбой, в лечении риносинуситов и фарингитов могут больше навредить, чем помочь, так что современные рекомендации стрельбу антибиотиками с двух рук по сопливому носу и болящему горлу начисто отменяют.
Не просто огорчением, а поводом бить в набат и свистать всех наверх стали в 2012 году результаты десятилетнего скриннинга подростков на сердечно-сосудистые заболевания и их факторы риска (гипертензия, холестеринемия, состояние преддиабета и диабета). На первый взгляд все вполне благополучно, поскольку за десять лет процент ожирения у детей существенно не изменился, но страшная неожиданность заключается в том, что риск сердечно-сосудистых заболеваний у детей и подростков продолжает увеличиваться! При ближайшем рассмотрении выяснилось, что виной этому стал катастрофический рост (в два раза за десять лет!) преддиабета (состояния, известного также под термином "снижение толерантности к глюкозе") и диабета. Причем – совсем уж неприятный сюрприз – этот рост наблюдается не только у детей с избыточным весом, но и у детей нормальной весовой категории. Среди профилактических мер встревоженные доктора предлагают увеличение физической активности и срочное "оздоровление" рациона даже тем детям, у которых нет проблем с массой тела.
Верстовым столбом в области заболеваний мочеполового тракта стала официально и окончательно признанная польза обрезания. Специалисты пришли к выводу, что эта процедура снижает риск мочеполовых инфекций и вероятность переноса таких заболеваний как ВИЧ, генитальный герпес, папилломавирус человека, а также уменьшает риск развития рака полового члена. По совокупности эти далекоидущие выгоды – и тут доктора выразительно шевелят бровями в адрес страховых компаний, которые до сих пор не признали обрезание медицинской процедурой – чувствительно превосходят редкие и временные осложнения в виде кровотечений и возможного инфицирования раны. Поэтому обрезание предложено считать рутинной медицинской процедурой и информировать о ее выгодах родителей младенцев мужского пола.
Ну и, наконец, детская психиатрия и психология, которые вот уже больше двадцати лет пристально всматриваются в аутизм, принесли сразу две новости. Первая новость, точнее, подкрепленная опытом рекомендация, гласит, что ребенку с аутистическими чертами для возможности адаптации к окружающей среде необходимо минимум 25 часов в неделю занятий, направленных на развитие социальных, игровых и языковых навыков. И чем раньше они начнутся, тем больше будет их эффективность. Вторая же весть - о существовании прямой зависимости между возрастом отца и возникновением аутизма у ребенка, что связано с удвоением количества точечных мутаций в отцовской ДНК примерно каждые 16,5 лет. И если о том, что возраст матери может повышать риск некоторых заболеваний у потомства, было известно давно, то папы попали под подозрение – особенно в случае с аутизмом - сравнительно недавно. И в общем, конечно, огорчили мировую медицинскую общественность.
Вот таким выдался 2012 год для педиатров. Желающие подробнее ознакомиться с полной версией списка и мнением докторов по каждому пункту найдут их по ссылке на англоязычный источник, остальным же, надеюсь, этот обзор помог слегка сориентироваться в новинках педиатрии и задуматься над вопросами, которые, возможно, касаются непосредственно вас и вашего ребенка.
Источник: MedPortal, Елена Павлова