На Западе нет единых стандартов для карет "скорой помощи". Если в США счет за поездку на "неотложке" может превышать 1000 долларов, то для британцев, итальянцев и подавляющего большинства французов ее вызов будет бесплатным.
Франция
Всем французам от мала до велика известен короткий номер телефона - "15". Это Служба чрезвычайной медицинской помощи или сокращенно по-французски SAMU.
Обычная "неотложка" появилась здесь сразу после Второй мировой войны, а специализированная - только в 1956 году. Произошло это с подачи профессора Мориса Кара из парижской детской клиники "Неккер" во время эпидемии полиомиелита, унесшей немало жизней. Именно он настоял на организации системы перевозки "нетранспортабельных" больных. В это, может быть, трудно поверить, но тогда в стране был всего лишь один автомобиль с реанимационным оборудованием, а отделений интенсивной терапии два - в столице и в Лионе.
С тех пор французская медицина совершила гигантские шаги и была признана Всемирной организацией здравоохранения одной из самых продвинутых в мире. Это касается и срочной медпомощи. Весомый вклад в это дело внес помимо Мориса Кара, а также его последователя из Тулузы профессора Луи Ларенга, внук легендарного основоположника русской медицины по материнской линии и полный его тезка Сергей Петрович Чехов-Боткин. Его родители, а отец, кстати, был дальним родственником автора "Трех сестер", оказались во Франции после революции. Сам Сергей Петрович пошел по стопам деда, стал хирургом, владел большой клиникой под Парижем и многие годы посвятил созданию унифицированной службы SAMU в столичном районе Иль-де-Франс. При этом, как мне в свое время рассказывал Сергей Петрович, он учитывал опыт "скорой помощи", накопленный в СССР, где часто бывал.
Ныне службой SAMU охвачена вся страна. Она подчиняется, а значит, и финансируется министерством здравоохранения. Во всех департаментах Франции при госпитальных центрах имеется собственная служба, которая носит свой номер. К примеру, в Париже это SAMU 75. Каждая состоит из диспетчерской, транспорта, покоев для приема больных и реанимационного отделения.
Оснащение карет "скорой помощи" стандартно: дефибрилляторы, кардиографы, передающие информацию в диспетчерскую по радиотелеметрической связи... Оборудование укладывается в особые кофры, разнящиеся по цвету. Обычный экипаж "скорой": врач или фельдшер, медбрат (медсестра), водитель. Часто в качестве помощников врача привлекаются студенты-медики старших курсов.
Вся медицина во Франции - платная, включая "скорую помощь", но подавляющему большинству граждан она ничего не стоит. Дело в том, что в стране существует система "социального страхования", которой охвачено практически все население страны. Это означает, что львиная доля расходов на лечение, госпитализацию и, естественно, срочную медпомощь на себя берет общенациональная структура, финансирование которой идет за счет отчислений работающих французов и госфондов.
На практике все происходит следующим образом. Бригада "скорой" оказывает помощь пострадавшему на месте, при необходимости доставляет в больницу, а после отправляет счет на его адрес. Тот его оплачивает и отсылает бумаги в отделение "соцстраха". Там их обрабатывают и возмещают потраченные средства переводом суммы на индивидуальный счет в банке.
Кстати
Кроме SAMU во Франции есть еще одна служба неотложной помощи. Это SOS Medicins - ассоциация частных врачей и клиник, которые действуют в небольших городах и сельской местности. Медпомощь также могут оказать пожарные: лишь 10 процентов их рабочего времени уходит на борьбу с огнем, а в остальном они исполняют функции сходные с нашим МЧС. Проходят специальную медицинскую подготовку и часто оказываются на месте происшествия раньше "скорой".
США
Для вызова скорой медицинской помощи в США достаточно набрать небезызвестный телефон "911", сообщить о пошатнувшемся здоровье, и сверкающая мигалками карета, истошно завывая сиреной, довольно быстро примчится к занемогшему пациенту. Услуги экстренной медпомощи предоставляются здесь в основном частными компаниями или муниципалитетами.
Организация работы американской "скорой" в корне отличается от российской службы "03". Если российские медики, зачастую выезжающие на вызов по любому, нередко не самому срочному поводу, и должны по возможности оказать квалифицированную медпомощь на дому, то их американские коллеги выполняют главным образом транспортировочные функции - стабилизировать состояние пациента и побыстрее довезти его до ближайшей больницы.
В составе врачебной бригады, как правило, нет врача общего профиля и фельдшера. В США на вызов приезжают парамедик и техник-водитель. В задачи первого входит практическое оказание базовой медпомощи, а техник-водитель отвечает за управление каретой, загрузку и выгрузку носилок с пациентом. При этом он должен пройти специальное обучение для работы в системе экстренной помощи, получить соответствующий сертификат и иметь общее представление о медицине. Любопытно, что зарплата сотрудников линейных бригад "скорой", по американским меркам, невелика - около 30-45 тысяч долларов в год, что в три, а то и четыре-пять раз ниже доходов докторов.
Зачастую лицензированные парамедики и медтехники в отдаленных и малозаселенных районах работают на добровольных началах, нередко в составе пожарных команд или экстренных служб спасения.
Как сообщили "РГ" в основанной еще в 1979 году Ассоциации американской скорой помощи, общее число специализированных медицинских автомобилей в США превышает 48 тысяч, а всего в системе оказания экстренной помощи занято 840 тысяч человек. Хотя общефедерального стандарта времени, в течение которого медики должны прибыть на место вызова, в США нет, эталонным считается прибытие к нуждающемуся в помощи пациенту в течение 8-12 минут.
Примерно через пару недель после доставки на "скорой" в стационар, пациенту обязательно придет весьма немаленький счет. Правда, для престарелых американцев, подпадающих под социальные программы, предусмотрены значительные скидки, доходящие до 80 процентов. Но, например, в Вашингтоне средняя стоимость вызова врачебной бригады на дом и поездка в стационарное медучреждение составит от 400 до 700 долларов. А в более крупных городах придется заплатить еще больше. Так, в Чикаго отсчет начинается с 900 долларов за вызов кареты "скорой помощи" и отдельно придется доплатить за проезд, исходя из ставки 17 долларов за милю. В Нью-Йорке счет за проезд до больницы может доходить до 1290 долларов плюс по 12 долларов за каждую милю.
Итоговая сумма будет рассчитана в зависимости от конкретной медицинской помощи, оказанной в машине. Если у пациента нет медицинской страховки, которая могла бы покрыть от 20 до 50 процентов суммы счета, расплачиваться за поездку на карете придется полностью из собственного кармана.
Британия
Известная поговорка "точность - вежливость королей" полностью применима к британской службе "скорой помощи". 75 процентов обратившихся в "скорую" в ситуациях обозначенных как категория "А", когда жизнь человека находится под угрозой, должны заполучить бригаду медиков в течение 8 минут.
Если тяжело больному требуется транспортировка в госпиталь, в 95 процентах случаев автомобиль "скорой помощи" должен будет доставить его туда в течение 19 минут. Таков лимит, определенный британским правительством для бригад "скорой помощи" Национальной службы здравоохранения (NHS) Великобритании. Однако не всегда даже машине с красным крестом удается прорваться через непроходимые "пробки" узких улиц города. Поэтому в Лондоне "скорая" может явиться к вам на... велосипеде. Столь экстравагантный способ придумал английский велосипедист Том Линч, решивший стать парамедиком, после того как, будучи школьником, сам попал в тяжелую дорожную аварию и был спасен бригадой "скорой помощи". Уже работая на "скорой" и мучаясь в дорожной пробке, Том подумал, что быстрее было бы добраться к пациенту на велосипеде. Идея оказалась чрезвычайно эффективной. Велосипедный отряд "скорой" под началом Тома Линча способен за 6 месяцев сэкономить обычным бригадам "скорой" до 250 часов работы. Специально разработанные по заказу лондонской "скорой помощи" горные велосипеды оборудованы мигалками, сиренами и компьютерами. На "борту" двухколесные медицинские "кареты" несут все необходимое оборудование для оказания первой помощи пострадавшим. Тома Линча за его замечательную разработку наградили медалью, а опыт лондонского отряда велосипедистов-парамедиков стали сегодня перенимать другие города и страны.
Телефон "скорой помощи" обозначен на Альбионе тремя цифрами - 999. Служба бесплатная, существует она на средства госбюджета. Бригада состоит из профессионалов многопрофильной квалификации. Кареты "скорой" оборудованы сердечными дефибриляторами, кислородными баллонами, капельницами, мониторами для измерения пульса и давления и широким набором лекарственных препаратов.
Италия
На Апеннинах карета "скорой помощи" обычно приезжает действительно скоро - чуть ли не молниеносно. А вот оказанная на месте помощь, увы, оставляет желать лучшего. Итальянская "скорая помощь" - экстренное круглосуточное подразделение больницы, являющееся по сути транспортной, нежели медицинской услугой.
На "скорой", как правило, работают волонтеры, прошедшие обучение на полугодичных курсах. Они обычно действуют по четкой инструкции и их главная задача довезти человека вовремя до больницы. Дипломированных врачей "экономят". Все потому, что их катастрофически мало и выделяются они только под серьезные выезды, во время которых без квалифицированной и оперативной помощи никак не обойтись - это дорожные происшествия, опасные заболевания... Словом, надеяться на то, что сотрудник с базовым медобразованием сумеет самостоятельно привести вас в чувство на дому, не приходится. Если уж набрали номер 118, то в госпиталь вам путь прописан, хотите вы того или нет. Однако на этом "сюрпризы" только начинаются.
Приехать в больницу это полдела, а вот, как умудриться попасть на прием к врачу, не загнувшись при этом от боли, - задача не из простых. Перед доставкой в госпиталь волонтер снабжает пациента специальными кодами доступа к медику. Коды сплошь разноцветные и соответствуют состоянию больного на момент их распределения. "Красный" - требуется экстренная помощь (предынфарктное состояние или, скажем, острая желудочная боль). "Желтый" код - обслуживание в течение 15 минут. "Зеленый", как и "белый", может подождать. После часов ожидания симптомы из "белых" рискуют запросто стать "красными".
Случается, по счастью, крайне редко, что в зале, в коридоре на носилках и даже на матрасах, расстеленных прямо на полу, лежат тяжелобольные (обладатели "красного" кода), ожидающие своей очереди для направления в стационарные отделения. Списывать все эти "беды" принято на нехватку медперсонала и пресловутое сокращение госфинансирования. Как-никак за три года было урезано 7,9 миллиарда евро. За сам вызов медбригады никто денег не берет, а за дальнейшее обслуживание в больнице приходится платить своеобразный налог за сдачу анализов или операцию. Он варьируется в зависимости от региона и в среднем может составлять от 18 до 50 евро.
Между тем
В двух шагах от Палаццо Мадама (здания итальянского Сената) расположился шикарный медицинский центр, оснащенный по последнему слову техники. 24 часа в сути и 365 дней в году к услугам сенаторов и депутатов высококлассное, а главное - совершенно бесплатное медицинское обслуживание. И все это великолепие на содержании у простых налогоплательщиков, которые, в свою очередь, вынуждены мыкаться в длиннющих очередях и мириться с последним сокращением 7 тысяч койко-мест в государственных больницах.
Китай
В Китае "скорая помощь" отвезет вас в любую больницу, куда только пожелаете. Но абсолютно за все услуги придется платить.
Конечно, в разных городах разные тарифы, хотя согласно постановлению правительства они не могут превышать тысячи юаней (около 5 тысяч рублей). В среднем же в Пекине или Шанхае услуги составляют 700-800 юаней (3500-4000 рублей), в зависимости от типа автомобиля и его оснащенности, от помощи, которую оказывали врачи во время перевозки больного.
"Скорая помощь" - единая самостоятельная служба, которая административно подчиняется "Красному Кресту". Центры находятся в каждом административном районе численностью свыше миллиона человек. А в тех, что поменьше, действуют подстанции, охватывающие несколько поселков.
Здесь обычно не принято вызывать "скорую" для помощи на дому, но если уж приехали, то в любом случае отвезут в больницу. Причем пациент вправе выбирать, куда его везти. Бывают случаи, когда больной требует доставить его на другой конец города, на что уходит куча драгоценного времени, и бригаде приходится долго убеждать пациента в необходимости скорейшей госпитализации.
Бригада одной машины обычно состоит из двух-трех человек: водитель, врач и медсестра. Оборудование автомобиля стандартное, но есть и реамобили, предназначенные для самых сложных случаев. В последнее время врачи стараются по минимуму возить с собой сильнодействующие препараты, поскольку на "кареты" неоднократно нападали с целью ограбления - наркотики.
Расчет за услуги происходит уже в больнице, обычно перед оказанием медицинской помощи. Хотя, конечно, в экстренных случаях оплата производится постфактум.
Источник: "Российская газета", Вячеслав Прокофьев, Александр Гасюк, Ольга Дмитриева, Нива Миракян, Евгений Соловьев