В ряде средств массовой информации был опубликован рейтинг прозрачности системы открытых закупок, подготовленный Независимым негосударственным исследовательским центром при "Национальной ассоциации участников электронной торговли" и обнародованный на сайте "Рейтинг прозрачности".
Учитывая реорганизацию Минздравсоцразвития России, статистические данные по заказам, размещенным Минздравом России, учтены только за второе полугоде 2012 года, в связи с чем не могут быть сопоставлены с данными других Заказчиков, осуществлявших размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в течение всего 2012 года.
В 2012 году Министерством здравоохранения Российской Федерации было опубликовано на официальном сайте Госзакупок 265 процедур размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, в том числе 241 открытый аукцион в электронной форме, что составляет более 90 процентов от общего количества процедур. Процедура проведения открытых аукционов является более прозрачной и открытой, способствует расширению конкуренции и предотвращению злоупотреблений в данной сфере.
Приведенная на сайте Проекта методология оценки деятельности заказчиков по размещению государственных заказов представлена не в полном объеме, в частности в ней отсутствует окончательная формула расчета общего количества баллов, необходимого для отнесения к "уровню прозрачности", что не позволяет оценить степень достоверности (осуществить проверку) заявленных результатов исследования и отнесения к "низкому уровню прозрачности" закупочную деятельность Министерства здравоохранения Российской Федерации с расчетом общего показателя - 601 балл.
Одними из основных критериев оценки прозрачности проведения закупок по представленной методике являются "Среднее число поставщиков, допущенных к торгам" и "Доля заказа, размещенного по результатам торгов, проведенных с 0 и 1 участником".
При этом в соответствии со спецификой закупок Минздрава России более 95 процентов всего размещаемого заказа составляют закупки лекарственных препаратов в рамках федеральных целевых программ, приоритетного национального проекта "Здоровье" и других мероприятий, проводимых Минздравом России, а также закупки дорогостоящих лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, доля которых составляет 97,6 процента от общего объема закупаемых лекарственных средств.
Необходимо учитывать, что ресурсами и возможностями поставки указанных препаратов в масштабах всей страны обладают, в основном, крупные поставщики, являющиеся производителями лекарственных препаратов. При этом фармацевтический рынок в Российской Федерации сформировался, и в проводимых Минздравом России торгах принимают участие в основном одни и те же поставщики: ЗАО "Р-Фарм", ООО "Протек-50", ЗАО "Коралл-мед", ООО "Фармстандарт", ОАО "Фармимэкс", ООО "БИОТЕК", ООО "Медипал-онко", ЗАО "БИОКАД", ООО "Ирвин 2". Заключение государственных контрактов с единственными участниками размещения заказа происходит в 43,2 процента.
Еще одним критерием оценки прозрачности проведения закупок в рамках представленной методики является "Оценка снижения стартовой цены процедуры". Учитывая высокую цену закупаемых лекарственных препаратов, а также большой объем закупок лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения всех субъектов Российской Федерации, проводимых Минздравом России, при обосновании начальных (максимальных) цен государственных контрактов в ходе мониторинга и анализа рынка при формировании заказа учитываются минимальные цены за единицу товара, не превышающие предельные отпускные цены производителей, содержащиеся в Государственном реестре. Данный подход при формировании начальных (максимальных) цен государственных контрактов не позволяет достигнуть значительного снижения стартовой цены в ходе торгов. Вместе с тем данный принцип свидетельствует об отсутствии завышения цен при формировании начальных (максимальных) цен контрактов.
Учитывая изложенное, низкие показатели по вышеназванным критериям объективно обусловлены спецификой заказов, размещаемых Минздравом России, и не могут быть сопоставимы с заказами, размещаемыми иными государственными заказчиками.
Источник: MedPortal