Снижение способности к визуальному восприятию информации (дефицит зрительного внимания) является определяющим признаком дислексии, его можно выявить еще до того, как ребенок начнет учиться читать. К такому выводу пришла группа ученых из Падуанского университета, чья работа опубликована 5 апреля в журнале Current Biology.
Исследователи в течение трех лет наблюдали за группой детей, начиная с периода, когда те еще ходили в детский сад и только начинали обучаться чтению и заканчивая вторым классом школы. Ученые анализировали способность каждого ребенка к зрительному сосредоточению - детям предлагалось найти на картинках определенные символы, причем в это время их всячески отвлекали. Детей также тестировали на способность делить слова на слоги, объем вербальной кратковременной памяти и скорость цветовой идентификации.
Выяснилось, что у 60 процентов детей, которые испытывали трудности с визуальным восприятием, в дальнейшем наблюдались проблемы с обучением чтению. При этом авторы исследования подчеркивают, что уровень развития речи у ребенка в гораздо меньшей степени является предвестником дислексии, чем дефицит зрительного внимания.
По мнению авторов, результаты исследования радикально меняют представление о сущности дислексии и, соответственно, должны измениться методы работы с такими детьми. Благодаря набору простых тестов на зрительное восприятие можно заранее выяснить, есть ли у ребенка склонность к дислексии и, соответственно, начать коррекцию на ранней стадии, еще до начала обучения чтению, подчеркивают авторы работы.
Дислексия - имеющее неврологическую природу нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. Этому расстройству подвержены около 10 процентов детей.