Председатель комитета Госдумы РФ по охране здоровья Сергей Калашников предлагает полностью запретить рекламу лекарств. Депутат лично разрабатывает основные положения законопроекта. "Я как гражданин считаю кощунственным предлагать людям лечиться по рекламе", - подчеркнул он.
Врачи частично поддерживают инициативу Калашникова. В России процветает самолечение. Этому во многом способствует порочная практика, когда отнюдь не безобидные, имеющие массу противопоказаний препараты (за исключением разве что наркотических и психотропных) можно спокойно купить в аптеке без рецепта. С одной стороны, самолечение недопустимо, если речь идет о серьезных заболеваниях, поскольку может нанести серьезный вред здоровью. С другой стороны, плохая работа поликлиник, многочасовые очереди и прием исключительно по записи также подталкивают людей к самостоятельному решению проблем.
Самолечение - не единственная причина, из-за которой Калашников предлагает "свернуть" рекламу лекарств. В рекламе фармпрепаратов есть глубокое противоречие: на первый взгляд, "таблетка лечит навсегда и от всего", на другой - тут же указывает, что есть противопоказания. Однако в природе не существует лекарств, не имеющих противопоказаний. Обращать внимание покупателей на этот факт - прямая обязанность производителей и продавцов лекарств, данное положение закреплено в федеральном законе о рекламе. Что касается утверждения "лечит от всего" - это скорее относится к недобросовестной рекламе биологически активных добавок. Производители лекарственных средств в абсолютном большинстве случаев рекламируют свою продукцию корректно, в полном соответствии с законом.
"Если говорить о рекламе лекарств, в России действуют положения, соответствующие законодательству развитых стран, - пояснил "РГ" глава Союза профессиональных фарморганизаций Геннадий Ширшов. - Реклама рецептурных препаратов допускается только в специализированных (медицинских) изданиях, а также на медицинских симпозиумах, конгрессах, конференциях. Иначе каким образом врачи смогут узнать о появлении новых препаратов? В "обычной" прессе, по телевидению идет реклама безрецептурных препаратов, то есть давно присутствующих на рынке, хорошо себя зарекомендовавших, проверенных. Реклама безрецептурных лекарств разрешена законом".
Минздравсоцразвития подтверждает информацию. "РГ" сообщили, что в министерстве также готовят предложения по ограничению рекламы, но это касается в первую очередь не лекарств, а биологически активных добавок (БАД). Добавки по определению не являются лекарствами, но в рекламе зачастую преподносятся как панацея от всех заболеваний.
"Что касается введения запрета на безрецептурные препараты - это, конечно, можно обсуждать, но международная практика такова, что практически во всех странах такие лекарства рекламируются свободно", - отметили в министерстве.
"Есть еще одно обстоятельство. Россия серьезно отличается от других развитых стран структурой лекарственного обеспечения, - отмечает Геннадий Ширшов. - В Европе, США, других развитых странах лекарства повсеместно включены в системы медицинского страхования. Пациенты защищены - придя к врачу они всегда получат качественное и доступное по цене лекарство. Поэтому доля безрецептурных медикаментов на зарубежных рынках незначительна - от 10 до 15 процентов. В России же доля госзакупок лекарств составляет всего около 22,5 процентов от общего объема рынка. Бесплатно по льготной программе лекарственного обеспечения препараты получает не более 5 миллионов человек. При этом доля безрецептурных лекарств на рынке России по разным нозологиям составляет от 35 до 50 процентов". Ширшов подчеркивает, что не видит необходимости в ограничении рекламы. Проблема отпадет сама собой, если в России будет внедрена система лекарственного обеспечения на принципах страхования и улучшена работа первичного звена здравоохранения.
Источник: "Российская газета", Ирина Невинная