1.Почему, на Ваш взгляд, большинство граждан не отмечает улучшений в сфере здравоохранения? Это эффект традиционного недоверия к государству? Или можно говорить о том, что бюджетные средства на модернизацию здравоохранения расходуются не лучшим образом и без должного общественного эффекта?
Чтобы говорить об этом, как о непреложном факте, нужны объективные исследования, которые будут включать не только интернет-аудиторию, но и людей, которые в силу объективных причин, не имеют доступа к сети.
Оценивая улучшения здравоохранения – люди обращают внимание, прежде всего, на материально-техническое обеспечение. Которому долгие годы не уделялось должного внимания. С 2008 года начались целевые программы направленные на приведение в порядок (в соответствии с новыми порядками и стандартами оказания медицинской помощи) и выстраивания медицинской помощи для снижения заболеваемости и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, ДТП, онкологии (программы строились на трех принципах: расположение медцентров равнодоступно по территории региона и округа, оснащение в соответствии с новыми порядками оказания медицинской помощи, переподготовка кадров).
С 2011 года начнут реализовываться региональные программы модернизации здравоохранения, которые в первую очередь решают вопросы ремонта помещений и оснащения клиник, полноценной оплаты стандартов оказания медпомощи.
Для этого будут направлены средства, которые поступят федеральный фонд обязательного медицинского страхования за счет повышения на 2 процентных пункта страховых взносов на ОМС – с 3,1% до 5,1%. Суммарно инвестиции составят 460 млрд рублей. Деньги пойдут целевым образом по трем направлениям: улучшение материально-технической базы, информатизация, обеспечение стандартов оказания медпомощи.
По данным отчетов регионов за 2009 год требуют капитального ремонта 32% больниц и 30% поликлиник. Количество оборудования со сроком эксплуатации, превышающим 10 лет, составляет 57%. При том, что норматив, который мы должны выдерживать, – это обновление через каждые 5 лет.
Так сложилось, что по всем 83 регионам – слишком большая разница в уровне развития здравоохранения: начиная от технической обеспеченности заканчивая кадровым составом. Чтобы нивелировать эту разницу, и было отдельной статьей прописано обеспечение стандартов медпомощи – чтобы вне зависимости от региона, где живет человек, помощь ему оказывали по единым стандартам. Стандартизация скажется не только на материально-техническом оснащении и обеспечении лекарственными средствами, но и на заработных платах врачей.
Эти целевые инвестиции и комплексный подход к вопросу модернизации системы здравоохранения – в сумме повысят качество оказания медицинской помощи.
2. Есть ли, на Ваш взгляд, возможность более эффективного расходования дополнительных бюджетных средств в здравоохранении – так, чтобы граждане отмечали улучшение ситуации в этой сфере? Какие именно направления расходования дополнительных бюджетных средств Вы можете назвать (например, программы повышения оперативности скорой помощи, расширения программ диспансеризации, кратного увеличения сердечно-сосудистых операций или др.)?
Эти работы велись и ведутся. С 2008 года в рамках национального проекта «Здоровье» начали реализовываться программы по стратегическим направлениям:
- совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях,
- совершенствование медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями,
- развитие службы крови.
В 2009 к уже существующим программам добавились:
- совершенствование организации медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями
- формирование здорового образа жизни.
По статистике мы видим хорошие показатели по программам – к примеру, за 2009 год смертность при ДТП снизилась на 14,8%, впервые снизилась смертность от сердечно-сосудистых заболеваний на 4,6%. В 2010 году впервые начала снижаться смертность от онкологических заболеваний.
По данным Министерства, по программам, которые мы реализуем (см. список выше), показатели удовлетворенности оказанием медицинской помощи составляют порядка 60%. Это значит, что при четко выстроенной системе на всех этапах оказания медпомощи – можно улучшить и качественные, и количественные показатели.
Но, и это нужно подчеркнуть, ни в одной стране мира показатели удовлетворенности не находятся на уровне 100%. И это одинаково для всех стран: как с высоким уровнем развития здравоохранения, так и с низким.
По материалам http://blog.minzdravsoc.ru/