Почему запрет на свободную продажу обезболивающих лекарств перенесли на год? Минздрав РФ в очередной раз отложил запрет на безрецептурный отпуск обезболивающих препаратов, содержащих кодеин, на этот раз - до 1 июня 2012 года. Совершенно очевидно, что у отсрочки решения вопроса о свободном доступе к самой потребляемой группе лекарств (к примеру, пенталгин в 2008 году стал победителем премии «Народная марка/марка № 1 в России») есть и сторонники, и яростные противники.
Напомним, что речь идет о запрете на продажу без рецепта, в частности, таких широко известных обезболивающих препаратов, как пенталгин-Н, каффетин, солпадеин, нурофен плюс, терпинкод и подобных им, в состав которых входит кодеин.
Головная боль «народной марки»
Суть в том, что, скупая недорогие лекарства, содержащие кодеин, наркоманы в кустарных условиях изготавливают на их основе наркотик - дезоморфин («крокодил»), который в 15 раз токсичнее героина. Через месяц после его инъекций на руках и ногах наркомана появляется чешуя, еще через пару - разлагается мозг, гниют и отмирают конечности. Этот наркотический яд убивает через полгода - максимум два.
Для изготовления одной дозы дезоморфина достаточно всего 10 таблеток, содержащих кодеин.
Но поскольку в ограничительный список попадают привычные для населения лекарства - для лечения заболеваний верхних дыхательных путей и анальгетики, можно понять возмущение запретительными мерами тех, кто не имеет никакого отношения к наркоманам. Ведь совершенно очевидно, что большинство из нас знает, какую принять таблетку от боли, не тратя время на общение с врачами. И если на работе внезапно прихватит мигрень или прострел, спасительное средство обязательно найдется у кого-нибудь из коллег. К слову, по оценкам минздравсоцразвития РФ, в таких лекарственных препаратах постоянно или периодически нуждаются более 70 миллионов россиян. И получается, что из-за безбашенных молодых самоубийц нормальные люди будут лишены элементарной возможности снять головную или зубную боль привычным способом. К тому же эти лекарства снимают приступы у онкобольных, пожилых людей.
В числе противников быстрого запрета на введение рецептурного отпуска препаратов с кодеином выступают и крупные фармкомпании, ссылаясь на неизбежное падение объемов продаж и усиление конкуренции с производителями аналогичных по действию лекарств, не включающих кодеин. Впрочем, отдельные фирмы уже предпринимают меры, начиная производство лекарств без рискованного компонента. Например, на «Фармстандарте», одной из крупнейших российских фармацевтических компаний, в линейку пенталгинов не так давно включили препарат, не содержащий кодеин. Между тем в ассоциации производителей лекарств считают, что ограничения на отпуск кодеиносодержащих препаратов активизируют черный рынок.
В апреле нынешнего года, когда спор вокруг кодеиносодержащих препаратов дошел до пиковой точки, президент Дмитрий Медведев заявил: «В большинстве стран, конечно, препараты такого плана отпускают по рецепту. Но не везде. Есть максимальная доза кодеина в лекарственных средствах, которая разрешена для безрецептурного отпуска: 15 мг - в Австралии, Новой Зеландии, 12 мг - в Великобритании и т. д. Мы понимаем, что введение рецептурного отпуска для значительной части наших людей с учетом нашей неорганизованности, коррумпированности целого ряда структур может создать проблемы. С другой стороны, очевидно, что у нас нет такого количества людей, которые потребляют все кодеиновые препараты в соответствии с назначениями. Очевидно, что значительная их часть идет на изготовление наркотиков. Это абсолютно точно, и нужно смотреть правде в глаза».
В зоне наркотического доступа
Госнаркоконтроль уже несколько лет предлагает запретить безрецептурную продажу кодеиносодержащих препаратов, как это было в доперестроечные годы. Надо отдать должное борьбе ФСКН, которой уже в нынешнее время удалось предотвратить распространение по стране курительных смесей, вызывающих галлюцинации, приводящие к суицидам, и свободную продажу некоторых антидепрессантов типа коаксила, его потребление приводит к тем же последствиям, что и «крокодил». Стоит отметить, что первые требования к минздравсоцразвития РФ навести элементарный порядок с отпуском кодеиносодержащих лекарств были предъявлены еще семь лет назад.
Препараты типа пенталгина, нурофена плюс или терпинкода ворвались на российский фармацевтический рынок в 2001 году. Как раз тогда, когда США начали войну в Афганистане, приведшую к росту объемов производства героина в 40 раз. С ростом выпуска препаратов, содержащих кодеин, и их свободной продажей дезоморфин быстрыми темпами стал вытеснять героин.
Впервые в России этот наркотик был выявлен в Республике Коми в мае 2004 года. В 2007-м «крокодил» эпизодически употребляли уже в 19 субъектах РФ, спустя два года он захватил уже 60 регионов. В апреле этого года на заседании Госсовета РФ директор ФСКН Виктор Иванов констатировал, что в России вырос спрос на кодеиносодержащие таблетки, которые скупаются наркоманами, а приказ минздравсоцразвития РФ - не более двух упаковок таблеток в одни руки - не работает. «Такое ощущение, что у россиян стали в десять раз больше болеть голова и горло, - отметил глава ведомства, - но уверен, что в основном рост этих продаж связан с тем, что вырос спрос на эти таблетки среди наркоманов». По словам Иванова, убийственная статистика ярко прослеживается и по динамике роста ликвидации службой наркоконтроля дезоморфиновых притонов, возбужденных уголовных дел. С 2009 года количество этого зелья, конфискованного в России, увеличилось в 23 раза. Представив данные о росте «лекарственно-аптечной» наркомании, именно ФСКН инициировала введение запрета на безрецептурную продажу таких лекарств.
Итак, попытка ввести с 1 мая этого года запрет на свободную продажу кодеиносодержащих лекарств не удалась. Дезоморфиновая наркомания стремительно продолжает набирать темпы. Эксперты ФСКН это связывают с резким увеличением объемов выпуска препаратов с кодеином, свободной их продажей в шаговой доступности, широким доступом к информации о способах кустарного изготовления наркотика и его низкой себестоимостью. И перенос еще на год ввода рецептурной продажи препаратов, являющихся сырьем для убойного зелья, наркополицейские восприняли очень остро.
- Мы отрицательно относимся к переносу срока введения этого запрета. Приказ минздравсоцразвития от 2007 года об ограничении реализации кодеиносодержащих лекарственных препаратов в одни руки абсолютно неэффективен. Это подтверждают и медики, - прокомментировал ситуацию заместитель начальника УФСКН по Мурманской области Александр Лялюк. - Только за первый квартал в России изъято 65 миллионов доз дезоморфина. В ряде регионов страны до 90 процентов впервые выявленных наркоманов - дезоморфинщики, в основном это молодежь в возрасте от 20 до 24 лет. Такая же картина и на северо-западе страны, особенно в Архангельской области. К счастью, в Мурманской области ситуация не столь остра.
Ограничивать продажу лекарственных препаратов с кодеином однозначно необходимо. Сто лет назад в аптеках свободно продавался и героин, и кокаин, но когда возникла проблема, все государства приняли ограничительные меры. Или, к примеру, взять привинтин, так называемый винт - наркотик, изготавливаемый на основе эфедрина. После введения запрета на свободную продажу препаратов с его содержанием это зелье практически исчезло. Вообще, что касается запретительных мер, хочу отметить, что в США еще несколько лет назад нельзя было даже шприц купить без рецепта. А настолько либерально-широкого списка безрецептурных лекарств, как в России, нет ни в одной стране мира, - подчеркнул Александр Лялюк.
Ответ «рецептурному бунту»
Как показал опрос ВЦИОМ, проводившийся в конце мая в 46 областях, краях и республиках России, далеко не все, кто принимает кодеиносодержащие лекарства для обезболивания или лечения, прониклись проблемой угрожающего роста дезоморфиновой наркомании. В ходе опроса выяснилось, что эти препараты с той или иной периодичностью в лечебных целях принимают более половины жителей России. Среди них большая часть женщины. Как показало исследование, инициативу перевода в рецептурный отпуск кодеиносодержащих препаратов не поддерживает 43 процента населения. Одобрение такая мера находит лишь у трети участников опроса. Недавно главный нарколог страны Евгений Брюн высказал опасение, что запрет свободной продажи кодеиносодержащих препаратов может вызвать в России «рецептурные бунты».
А вот точка зрения главного врача Мурманского областного наркодиспансера Игоря Заплаткина:
- Многие почему-то считают, что кодеиносодержащие препараты нужны буквально всем и должны быть чуть ли не в каждой аптечке. Это ведь полная ерунда. При простудных состояниях, от головной боли и так далее есть масса зарубежных и отечественных аналогов. В аптеке всегда подскажут, что выбрать. Абсолютно нет никакого смысла зацикливаться на кодеиносодержащих лекарствах. Вообще, что касается данных препаратов, считаю, что они показаны очень ограниченному кругу пациентов. Назначать их должен доктор, если он считает, что именно препарат, содержащий кодеин, а не аналоги с тем же действием, необходим больному. Если у человека постоянные проблемы, тем более надо обратиться к врачу. Он пропишет все, что нужно, и пациент спокойно будет покупать лекарства. А на безрецептурную продажу, естественно, вводить запрет. И чем быстрее, тем лучше. В свое время огромное количество лекарственных препаратов было запрещено к свободной продаже из-за злоупотребления ими. Либо из-за того, что они являлись субстратом для изготовления наркотических или сильнодействующих веществ. Хотя ситуация с дезоморфином у нас в регионе не такая, как в соседних областях, но раз мы стоим на пороге дезоморфиновой эпидемии, тянуть с ограничениями продаж нельзя - новые виды наркотиков распространяются очень быстро, - считает главврач облнаркодиспансера.
Подобной точки зрения придерживаются и в минздраве Мурманской области. С чем связана очередная отсрочка на год введения рецептурной продажи препаратов, которые на сегодня легко доступны далеко не тем больным, которые в них нуждаются, начальник отдела лекарственного обеспечения министерства Татьяна Молоткова пояснила так:
- Поскольку перенос срока введения рецептурного отпуска кодеиносодержащих препаратов минздравсоцразвития РФ не прокомментирован, со свой стороны я могу только предположить, что, очевидно, это связано с увеличением нагрузки на медицинский персонал по выписке данных лекарственных средств. К этому еще не все готовы - как врачи, так и пациенты. На это нужно время. Кроме того, возможно, должна быть пересмотрена схема лечения пациентов, которые принимают эти препараты, для замены на другие, не имеющие в своем составе кодеина. Подчеркну, что, учитывая сложившуюся ситуацию с лекарственными средствами, из которых изготавливается дезоморфин, их реализация находится на контроле. Меня волнует вопрос, когда прекратится реклама пенталгина - она с экрана не сходит!
Что касается правил отпуска препаратов, то они устанавливаются только федеральным органом власти. Поэтому в тех субъектах, где вводился рецептурный отпуск на кодеиносодержащие лекарства (такие случаи были в некоторых регионах России), он был отменен. Поэтому сами мы ничего предпринять не можем, - уточнила Татьяна Молоткова.
...Остается ждать отмашки сверху. На форуме Общероссийского народного фронта министр Татьяна Голикова заявила: «Мы введем рецептурный отпуск. Решение уже состоялось. Дискуссия по этому поводу прекращена. Сейчас продумывается механизм, и нужно делать пробные варианты».
- А чтобы не возникало ажиотажа, нужно всем иметь в виду, что есть масса других обезболивавших лекарств: их группа очень широкая, в том числе и от кашля, - отметила начальник отдела областного минздрава. - А тем, кто в качестве обезболивающего все-таки привык использовать кодеиносодержащие средства, советую заранее подобрать себе другое средство с помощью врача или фармацевта аптеки.