Вступающие в действие с 01.09.2011 года новые санитарные правила СанПиН 2.4.2.2821-10, также как и санитарные правила действующие в настоящее время, направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях.
В новых правилах более подробно изложены нормативные требования практически по всем разделам правил, действующих в настоящее время (в частности к помещениям и их оборудованию, в т.ч. школьной мебелью, внесены нормативы по оборудованию помещений для групп продленного дня, более детализированы разделы «Гигиенические требования к режиму образовательного процесса» и «Требования к санитарному содержанию территории и помещений».
Кроме того, дополнительно внесены нормативы по размещению в общеобразовательном учреждении дошкольных групп, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, интерната.
Приложения к правилам дополнены рекомендациями по воспитанию правильной рабочей позы обучающегося, Рекомендациями по проведению занятий физической культурой, в зависимости от температуры и скорости ветра, в некоторых климатических зонах Российской Федерации на открытом воздухе в зимний период года, рекомендациями к организации и режиму работы групп продленного дня.
Большое внимание в новых правилах уделено вопросам организации работы общеобразовательного учреждения по профилактике нарушений осанки и зрения, переутомления обучающихся.
Более подробно изложены требования к составлению расписания уроков с учетом шкалы трудности предметов, установленной для каждой ступени обучения (1-4 класс, 5-9 класс, 10-11 класс).
В Роспотребнадзоре ссылаются на плохую статистику в школах по близорукости и сколиозу. Как предполагается изменить ситуацию? (подсветку школьных досок и заменить парты)
Как уже было сказано, большое внимание в новых правилах уделено вопросам организации работы общеобразовательного учреждения по профилактике нарушений осанки и зрения и переутомления обучающихся, что отражено в разделах санитарных правил, устанавливающих нормативы к помещениям и их оборудованию, в т.ч. школьной мебелью, к режиму образовательного процесса, а также в приложениях к санитарным правилам.
Например, в соответствии с новыми правилами в целях обеспечения каждого обучающегося рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом в зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие.
Ученическая мебель должна быть соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.
Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.
Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. При этом установлен норматив для обеспечения удобочитаемости и сохранения правильно рабочей позы ученика во время обучения письму и чтению (наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7 - 15°).
Для снятия позо - статического напряжения во время урока могут использоваться конторки. Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся I ступени образования не должна превышать 7 - 10 мин., а для обучающихся II - III ступени образования - 15 минут.
Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.
Кроме того, правилами регламентируется, что в целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий в соответствии с рекомендациями, которые изложены в приложении к санитарным правилам.
В целях профилактики зрительного утомления, кроме общего искусственного освещения, которое должно обеспечивать нормируемую освещенности, классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением - софитами, предназначенными для освещения классных досок, которые рекомендуется размещать выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
Для рационального использования искусственного света и равномерного освещения учебных помещений предусматривается использование отделочных материалов и красок, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка - 0,7 - 0,9; для стен - 0,5 - 0,7; для пола - 0,4 - 0,5; для мебели и парт - 0,45; для классных досок - 0,1 - 0,2.
Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.
На предупреждение переутомления, в т.ч. зрительного анализатора, также направлено нормирование продолжительности перемен между уроками, которая должна составлять не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.
Перемены рекомендуется организовывать на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.
С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках предусмотрено проведение физкультминутки и гимнастики для глаз, примерные комплексы которых приведены в приложениях к санитарным правилам.
Также на профилактику нарушений зрения, осанки и других нарушений в состоянии здоровья направлено требование о чередовании во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 - 4 классах не должна превышать 7 - 10 минут, в 5 - 11 классах - 10 - 15 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25 - 35 см у обучающихся 1 - 4 классов и не менее 30 - 45 см - у обучающихся 5 - 11 классов.
Также установлена продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения.
Для сведения!
Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках
Классы |
Непрерывная длительность (мин.), не более |
|
||||
просмотр |
просмотр |
просмотр |
работа с |
прослу- |
прослу- |
|
1 - 2 |
10 |
15 |
15 |
15 |
20 |
10 |
3 - 4 |
15 |
20 |
20 |
15 |
20 |
15 |
5 - 7 |
20 |
25 |
25 |
20 |
25 |
20 |
8 - 11 |
25 |
30 |
30 |
25 |
25 |
25 |
После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, предусмотрено проведение комплекса упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления, которые также указаны в приложения к санитарным правилам и нормам.
Спортивные нагрузки на занятиях физической культурой, соревнованиях, внеурочных занятиях спортивного профиля, при проведении динамического или спортивного часа должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям. Это также направлено на сохранение здоровья обучающихся.
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч, в 4 - 5 классах - 2 ч, в 6 - 8 классах - 2,5 ч, в 9 - 11 классах - до 3,5 ч.
Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 - 2-х классов - более 1,5 кг, 3 - 4-х классов - более 2 кг, - 5 - 6-х - более 2,5 кг, 7 - 8-х - более 3,5 кг, 9 - 11-х - более 4,0 кг. Этот норматив водится для профилактики нарушений осанки у учащихся.
Все указанные требования направлены на профилактику нарушений осанки, зрения, профилактику общего переутомления обучающихся, носят обязательный характер и должны выполняться в общеобразовательном учреждении.
При проведении надзора Управлением будет проверяться выполнение указанных требований.
Кроме того, санитарными правилами для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.
Для увеличения двигательной активности обучающихся рекомендуется в учебные планы для обучающихся включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм).
В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один - для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй - для приготовления домашних заданий.
Новые санитарные нормы касаются не только состояния здания школы или классных помещений, но и самих учеников, например, вес портфеля первоклашки не должен будет превышать полутора килограммов. Для чего вводится это ограничение?
В новых санитарных правилах очень большое внимание уделено нормированию требований, направленных на профилактику нарушений осанки, зрения и других патологических состояний у детей при организации их обучения.
Норматив по установлению веса ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей, который не должен превышать: для учащихся 1 - 2-х классов - более 1,5 кг, 3 - 4-х классов - более 2 кг, - 5 - 6-х - более 2,5 кг, 7 - 8-х - более 3,5 кг, 9 - 11-х - более 4,0 кг. вводится для профилактики нарушений осанки у учащихся.
Регулируют ли санитарные правила учебную нагрузку на ученика и продолжительность уроков?
Да по вопросу учебной нагрузки и ее оптимального распределения в течении дня и недели в санитарных правилах имеется отдельный раздел и приложения к правилам.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.
Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с установленными нормами.
Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки
Классы |
Максимально допустимая недельная нагрузка |
|
при 6-дневной неделе, |
при 5-дневной неделе, |
|
1 |
- |
21 |
2 - 4 |
26 |
23 |
5 |
32 |
29 |
6 |
33 |
30 |
7 |
35 |
32 |
8 - 9 |
36 |
33 |
10 - 11 |
37 |
34 |
Организация профильного обучения в 10 - 11 классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки.
Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.
Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса, в котором продолжительность регламентируется особым пунктом санитарных правил, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.
Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60 - 80%.
Могут ли родители, чьи дети часто простужаются попросить пересадить ребят дальше от наружной стены, а тех, кто имеет нарушение зрения ближе к классной доске?
Да, правилами предусмотрен норматив, в соответствии с которым детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.
Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.
Были разговоры о том, что будут ужесточены требования к медицинским кабинетам. Что же на самом деле?
Новыми правилами установлено, что в существующих зданиях общеобразовательных учреждений для медицинского обслуживания обучающихся должны предусматриваться на первом этаже здания помещения медицинского назначения, размещенные в едином блоке: кабинет врача площадью не менее 14,0 м2 и длиной не менее 7,0 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся) и процедурный (прививочный) кабинет площадью не менее 14,0 м2.
В общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, допускается организация медицинского обслуживания на фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях.
А вот для вновь строящихся и реконструируемых зданий общеобразовательных учреждений должны оборудоваться следующие помещения для медицинского обслуживания: кабинет врача длиной не менее 7,0 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 21,0 м2; процедурный и прививочный кабинеты площадью не менее 14,0 м2 каждый; помещение для приготовления дезинфицирующих растворов и хранения уборочного инвентаря, предназначенных для помещений медицинского назначения, площадью не менее 4,0 м2; туалет.
При оборудовании стоматологического кабинета его площадь должна быть не менее 12,0 м2.
Все помещения медицинского назначения должны быть сгруппированы в одном блоке и размещены на 1 этаже здания.
Кабинет врача, процедурный, прививочный и стоматологический кабинеты оборудуют в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность. Прививочный кабинет оборудуют в соответствии с требованиями по организации иммунопрофилактики инфекционных болезней.
Для детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи, в общеобразовательных учреждениях предусматриваются отдельные кабинеты педагога-психолога и учителя-логопеда площадью не менее 10 м2 каждый.
Учебные заведения готовятся к новому учебному году. Какие аспекты подготовки проверяет Роспотребнадзор?
В соответствии с действующим законодательством, в т.ч. Постановлением Правительства Мурманской области от 14.06.2011 № 300-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Мурманской области от 30.03.2007 № 162- ПП «Об организации подготовки образовательных учреждений Мурманской области к новому учебному году», Управлением осуществляется государственный надзора за подготовкой общеобразовательных учреждений к новому 2011-2012 учебному году, который включает в себя проведение в установленном порядке контрольных проверок выданных предписаний по устранению нарушений санитарных правил и норм, а также представление по запросам комиссий по оценке готовности образовательных учреждений к новому 2011-2012 учебному году информации об имеющихся нарушениях санитарного законодательства в общеобразовательных учреждениях на основании данных проведенных в 2010-2011 г.г. контрольных проверок, в т.ч. результатов проверок выполнения предписаний.
Какие претензии наиболее характерны для заполярных школ и детских садов?
Большинство образовательных учреждений Мурманской области построены по старым проектам прошлого века, начиная с 30-х годов и далее.
С этим связано то, что по объемно-планировочным решениям задания и помещения образовательных учреждений зачастую не соответствуют отдельным нормативным требованиям в силу устаревших проектных решений (например, перечень и площади медицинских пунктов и блоков, площади учебных кабинетов, гардеробные, перечень помещений спортивного назначения и т.д.), обеспечение предусмотренного перечня помещений горячим и холодным водоснабжением, оборудование нормативным количеством санитарно-технических приборов и т.д.
Несколько лет назад возникли сложности с группами продленного дня. Не все школы располагали возможностью открыть их, хотя потребность в продленках была. Какой найден выход из ситуации.
Выход один – принять меры по соблюдению установленных требований к организации групп продленного дня.
Санитарными правилами как ныне действующими, так и вступающими с 01.09.2011года предусмотрен норматив, в соответствии с которым для учащихся первого класса, посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок.
Обеспечение возможности организации дневного сна имеется к сожалению не во всех школах, в т.ч. из-за не предусмотренных проектом для этих целей помещений и трудностями по обеспечению мебелью.
Вместе с тем, Управлением давались предписания по обеспечению необходимых условий по организации дневного сна в группах продленного сна для первоклассников. В отдельных школах эти вопросы решались.
В некоторых школах вынуждены были отказаться от открытия группы продленного дня для первых классов из-за невозможности создания соответствующих условий.
Новыми санитарными правилами предусмотрено, что спальные комнаты для первоклассников, посещающих группу продленного дня, должны быть раздельными для мальчиков и девочек. Их оборудуют подростковыми (размером 1600 x 700 мм) или встроенными одноярусными кроватями. Кровати в спальных комнатах расставляют с соблюдением минимальных разрывов: от наружных стен - не менее 0,6 м, от отопительных приборов - 0,2 м, ширина прохода между кроватями - не менее 1,1 м, между изголовьями двух кроватей - 0,3 - 0,4 м.
Источник: Роспотребнадзор Мурманской области