Большинство людей считают злость однозначно плохим явлением, без которого жизнь стала бы добрее и лучше. Но, согласно все возрастающему числу исследований, злость также бывает и полезна, помогая мыслить более творчески и видеть взаимосвязи явлений, которые ускользают от людей в нормальном эмоциональном состоянии.
О пользе злости говорят результаты, полученные нидерландскими исследователями, опубликованные ими на страницах The Journal of Experimental Social Psychology. Ученые обнаружили, что испытывавшие злость люди проявляли большую нестандартность в мышлении, которая, впрочем, со временем сходила на нет.
Испытуемые в начале проходили подготовку, во время которой экспериментаторы старались вызвать у них либо злость, либо грусть, либо нейтральное эмоциональное состояние. Затем они должны были участвовать в обсуждении (мозговом штурме) способов сохранения и улучшения условий окружающей среды. Оценивалось как количество идей, так и их оригинальность - чем меньшему числу людей пришло в голову подобное, тем лучше (испытуемые, конечно, об этом не знали).
Оказалось, что "злые" испытуемые давали больше идей, которые были более "творческими", чем грустные и нейтрально настроенные люди. Их предложения показали большую гибкость и широту мышления, способность провести неожиданную связь между различными категориями. В целом, как говорят исследователи, они видели более общую картину происходящего. Но так было лишь в начале эксперимента, со временем силы их истощались и в сумме "счет" между группами уровнялся.
Другая серия исследований, выполненная учеными из университета Денвера, показала, что злость помогает в проведении переговоров. Но лишь таких, которые изначально содержат в себе некоторый конфликт, который требуется разрешить.
Также недавно в журнале Psychological Science появилась статья, в которой авторы обнаружили, что более склонные к злости люди являются более успешными лидерами. Но опять с уточняющим условием: коллектив при этом должен состоять из людей эмоционально "устойчивых" к конфликтным ситуациям.