В результате совместной работы исследователи университетов Неймегена (Нидерланды) и Глазго (Шотландия), а также института психолингвистики им. Макса Планка (Германия) удалось найти ответ на вопрос, уже давно являющийся предметом горячего спора ученых.
Так, исследователи установили, что, вопреки мнению ряда специалистов, как за воспроизведение речи, так и за ее восприятие отвечает один и тот же регион мозга. Единственный нюанс заключается в том, что в восприятии речи не задействованы двигательные регионы мозга, управляющие движениями зубов, губ и различных мышц лица.
Большинство исследований в этой области посвящено изучению механизмов восприятия речи. Причина этого очень проста - изучение активности мозга молча слушающего человека гораздо проще, так как при разговоре голова двигается, что затрудняет проведение любых процедур. Голландским ученым удалось решить эту проблему путем модернизации метода функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ).
Изначально они планировали изучить механизмы, с помощью которых мозг строит предложения, а также хотели проследить процесс формирования целого предложения, обращая внимание не только на его грамматическую структуру, но и на содержание.
Для этого они измеряли активность мозга людей, которые произносили предложения или слушали речь. Еще одной сложностью, возникающей при изучении мозга говорящего человека, является то, что он должен без подсказки сказать именно то предложение, которое нужно исследователю. Эту проблему удалось решить с помощью рисунков, изображающих взаимодействие между двумя людьми, раскрашенных в зеленый и красный цвета. Цвет указывал на порядок упоминания действующих лиц при составлении предложения. В результате участники произносили нужную фразу, например, "Мужчина разговаривает с женщиной" или "Женщина разговаривает с мужчиной".
Анализ полученных результатов показал, что в выполнении всех основных, связанных с воспроизведением речи функций - определение смысла, подбор слов и составление предложения - задействован один и тот же регион мозга. Более того, оказалось, что регионы мозга, задействованные в формировании и восприятии речи, практически полностью перекрываются в зоне слуховой коры и нижней части лобного отдела коры головного мозга. Несмотря на существование гипотезы, согласно которой люди молча проговаривают услышанные слова для того, чтобы понять их, исследователи не выявили никакой активности со стороны двигательных отделов коры головного мозга (ответственных за работу мышц) слушающих людей.
По словам авторов, несмотря на то, что изначально целью исследования был поиск ответа на сугубо теоретический вопрос, его результаты, указывающие на существование тесной взаимосвязи между механизмами, лежащими в основе восприятия и воспроизведения речи, могут лечь в основу разработки методов лечения определенных логопедических проблем.