Победу над оспой часто называют одним из главных триумфов науки, но на этой неделе Всемирной организации здравоохранения предстоит решить, что делать с сохранившимися образцами вируса этой опасной болезни.
Оспу удалось полностью искоренить по всему миру к 1980 году благодаря всемирной вакцинации. До этого заболевание вызывало летальный исход в 30% случаев.
Однако вирус Variola, который вызывает оспу, продолжает существовать в двух лабораториях мира. Одна из них находится в США, а другая в России.
Всемирная организация здравоохранения должна на этой неделе принять решение о том, следует ли уничтожить вирус, содержащийся в этих двух лабораториях.
Решение будет принято во время заседания 64-й ассамблеи Всемирной организации здравоохранения.
ВОЗ обсуждает возможность уничтожения вируса оспы с 1986 года.
Оспа может вернуться
Пока вирус Variola продолжает существовать в этих двух лабораториях, сохраняется опасность его утечки.
Однако в России и США говорят о необходимости продолжать исследования вируса, вызывающего оспу, в случае, если заболевание вернется, например, в результате использования биологического оружия террористами.
Есть опасения, что вирус может существовать не только в этих двух лабораториях.
Исследователям удалось секвенировать геномы 50 разновидностей вируса Variola. На основе этих секвенций этот вирус можно воссоздать заново.
Профессор Джеффри Смит из Имперского колледжа Лондонского университета в опубликованном им докладе ВОЗ в 2010 году писал об «удивительных прорывах» в изучении вируса оспы.
Нет вируса— нет вакцины
Однако остается проблема с вакцинами против заболевания. Ученые разрабатывают новые вакцины, но из-за искоренения заболевания их не на ком испытывать.
Министр здравоохранения США Кэтлин Себелиус сказала, что сейчас слишком рано уничтожать запасы вируса. В своей статье в газете New York Times она подтвердила намерение США в конечном счете уничтожить запасы вируса, но не сейчас.
«Нам нужно продолжать работу до тех пор, пока мы не получим безопасные и эффективные вакцины, а также антивирусные препараты. Уничтожение вируса— это чисто символический акт, который может замедлить развитие или остановить его. Это сделает человечество уязвимым»,— пишет она.
Однако Дональд Хендерсон, директор программы ВОЗ по искоренению оспы с 1966 года до 1977 года, когда был зафиксирован последний случай заболевания, не согласен с этим: «Мы уже провели все возможные исследования. Эту проблему детально обсудили в разных странах мира. Вирус следует уничтожить сейчас, чтобы никто в будущем не мог его использовать или получить заново».
Вирусолог лондонского университета профессор Джон Оксфорд полагает, что угроза использования террористами оспы как биологического оружия «просто чушь» и выступает за сохранение вируса.
Он сказал, что это «трудное решение», но добавил, что «нет причин для уничтожения вируса, нам просто инстинктивно хочется, чтобы его не было».
«Речь идет об уничтожении целого вида организмов, и всегда трудно предсказать, к чему это может привести»,— заявил ученый.
Голосование
Трудно предсказать, как проголосуют представители 193 стран во время заседания ассамблеи ВОЗ.
Профессор Дэвид Хейманн, бывший заместитель директора ВОЗ по вопросам безопасности и окружающей среды, говорит, что обычно мнение представителей индустриальных государств отличается от взглядов представителей развивающихся стран.
В развивающихся странах полагают, что важнее устранить «реальную опасность», а не пытаться предотвратить потенциальную угрозу, в частности, оспы. В индустриальных государствах придерживаются иного мнения.
Страны-члены ВОЗ юридически не обязаны выполнять постановления Ассамблеи ВОЗ. Организация не может заставить США и Россию уничтожить запасы вируса оспы, даже если Ассамблея проголосует за это.
Ассамблея может просто решить не выносить этот вопрос на голосование и отложить это решение.
«Никто не хочет демонстрировать бессилие Всемирной организации здравоохранения, когда страны просто игнорируют ее решения»,— говорит профессор Хейманн.