Для возрождения школьной медицины Минздравсоцразвития собирается призвать в школы специалистов по общественному здоровью и создать Центры здоровья для детей. Специалисты не видят ни возможности, ни смысла в таких планах.
В России более 18,5 млн детей посещают детские сады и школы. И здоровы из них по данным Минздравсоцразвития в 2010 году были 20,7% школьников, вторую группу здоровья имели 59,2%, а 18,3%— только третью группу здоровья с хроническими заболеваниями, отметила в докладе на совещании у президента Медведева вечером 16 мая министр Татьяна Голикова. При этом около 2% детей имеют инвалидизирующие болезни.
При нынешних школьных перегрузках количество выпускников с пониженным слухом выросло на 44%, с пониженным зрением в 2,7 раза, с нарушением осанки на 45%, со сколиозом в 5,7 раза. Так, рабочий день школьников, включая приготовление уроков, достигает 12–16 часов. 20–25% подростков совмещают учебу с работой. У большинства старшеклассников сон сокращен на два часа и более. Лидируют заболевания нервной и опорно-двигательной системы, органов пищеварения, близорукость. Почти каждый выпускник средней школы уже имеет хронические болезни.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, лишь 4% учащихся младших классов делают утреннюю гимнастику, у каждого второго ребенка недостает двигательной активности.
«В питании большинства современных детей явный избыток углеводов, преобладают животные жиры, недостает полиненасыщенных жирных кислот, витаминов, минеральных веществ, микроэлементов, и их дефицит негативен для роста и развития», — сказал GZT.RU директор НИИ питания РАМН, академик Виктор Тутельян.
Министерство видит выход
«В ближайшие годы планируется развитие деятельности центров здоровья для детей, проведение диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. С 2011 года во всех регионах вводится новоемероприятие с целью раннего выявления и профилактики развития заболеваний— углубленная диспансеризация подростков, с участием врачей-специалистов и проведением функциональных и лабораторных обследований,— сказала министр Голикова.— Планируется введение в школах специалистов по общественному здоровью и ориентация на эту работу специалистов медицинских кабинетов».
Назад в советскую школу
«Таких специалистов для школ нет и в помине,— рассказал GZT.RU профессор, вице-президент Российского медицинского общества Юрий Комаров.— Их не выпускают медвузы, и никогда они в школы не пойдут. Здесь возможно только постдипломное образование. И рассчитывать на муниципалитеты и их доплаты в этом деле не приходится, у них других „дыр“ для срочных инвестиций достаточно».
Чтобы хоть как-то поправить систему, нужно восстановить то хорошее, что было в школах в СССР, считает эксперт. «Всегда в ней был на половину или четверть ставки врач, но он был в каждой школе. Всегда был и зубной врач, поскольку в 13–14 лет состояние зубов— показатель общего здоровья подростка, зубы нужно вовремя осматривать и санировать. Третье— школьный врач следил за санитарией, качеством продуктов и их приготовлением в столовой. Он руководит школьной сандружиной, элементарно детей заставляли руки мыть»,— сказал профессор Комаров.
Использование для школьной медицины центров здоровья школьников, как и в целом создаваемая ведомством Татьяны Голиковой система центров здоровья, у организатора здравоохранения профессора Комарова, как и у многих его коллег, энтузиазма не вызывает.
«Просто узнать, куришь ты или нет, как это предлагалось в центрах здоровья, нет никакого смысла. Выявят болезнь— что делать дальше? Значит, нужно туда сажать врачей, то есть строить систему, дублирующую поликлинику, но зачем это делать? Это— просто мода и освоение средств. „Сначала надо вернуть центры в состав поликлиник, потом, возможно, использовать для нужд школьной медицины“,— говорит эксперт. Но в целом Центры здоровья — излишняя структура, „прыщ на теле здравоохранения“. Не будет Голиковой— не будет и этих центров»,— считает Юрий Комаров.