На этой неделе Госдума рассмотрит в первом чтении закон "Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака". Необходимость принятия этого документа, по словам его авторов - специалистов из минздрава, вызвана высоким уровнем потребления табака и связанными с этим негативными медицинскими, демографическими и другими социально-экономическими последствиями.
По экспертным оценкам, которые приводятся в пояснительной записке, в России курят более 40% взрослого населения - 43,9 млн человек. Около 80% населения России ежедневно подвергается пассивному курению. По данным экспертов, потери потенциальных лет жизни в трудоспособном возрасте, связанные с преждевременной смертностью, обусловленной курением (у мужчин около 40% всех смертей, у женщин - почти 20%), в целом составляют у мужчин 9 лет, у женщин 5,6 года. С учетом таких потерь упущенная выгода в производстве ВВП составляет 1,2 трлн рублей, или 6,3% ВВП.
В целях формирования единой правоприменительной практики и однозначного толкования с учетом специфики области регулирования законопроектом вводятся понятия "курение табака", "окружающий табачный дым", "последствия потребления табака", "спонсорство табачными организациями", "стимулирование продажи табачной продукции и (или) потребления табака".
В законопроекте предлагается запретить курение на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания услуг в системе образования, услуг учреждений культуры, учреждений органов по делам молодежи, услуг физической культуры и спорта, жилищных услуг, услуг коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания, услуг средств размещения для временного проживания туристов, на рабочих местах и в рабочих зонах в помещениях, на отдельных транспортных средствах и в ряде других мест.
Поэтапно предлагается запретить курение в помещениях, предназначенных для оказания медицинской помощи в стационарных условиях, бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания и рынков, с оборудованием, по решению собственника, на переходный период специально выделенных изолированных помещений, оборудованных системами вентиляции.
Положения законопроекта содержат, в частности, нормы, направленные на ограничение оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями. Так, право продажи табачной продукции предлагается оставить только за стационарными торговыми объектами, площадь которых превышает 50 кв. м (в городах и поселках) и 25 кв. метров (в сельских населенных пунктах и вне них). Если магазина в населенном пункте нет, допускается развозная торговля табачной продукцией.
По словам санитарного офицера ВОЗ Люминиты Занда, при высокой концентрации мелкорозничной торговли в регионе число курильщиков в нем обычно бывает больше на 20%, чем в среднем по стране. Чтобы не допустить рост доли теневого рынка табака в связи с повышением акцизов на табачную продукцию, а также предотвратить продажу табачной продукции несовершеннолетним, требуется укрупнение розничной сети и улучшение качества госконтроля продажи табака.
Табачное лобби считает чрезмерным запрет на продажу табака в киосках, выступает против ограничения курения в общественных местах и введения минимальной стоимости пачки сигарет в рознице. По данным Конфедерации обществ потребителей, в последние годы 4 глобальные табачные компании, работающие в России (93% табачного рынка РФ), теряют по $5 млрд ежегодно из-за норм действующего закона (принят в 2001 году) о противодействии табакокурению. Новый закон более радикален, и потери индустрии могут оказаться еще больше.
"Не надо искать в этих ограничениях финансовую подоплеку, говорить, что малый бизнес разорится без продажи сигарет, - считает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья, академик РАМН Николай Герасименко. - Вопрос надо ставить так: мы готовы защитить детей от курева или нет?"
Источник: "Российская газета", Андрей Евпланов