Сегодня мы публикуем приказ минздравсоцразвития, утвердивший Порядок содействия руководителем медицинской организации (ее подразделения) выбору пациентом врача в случае требования пациента о замене лечащего врача.
Документ небольшой, но важный, поскольку он впервые четко определяет механизм выбора лечащего врача. Само по себе это право существует в российском здравоохранении давно, но воспользоваться им всегда было непросто - окончательное решение зависело во многом от расположения главного врача медицинского учреждения, а подчас, что греха таить, и от его характера.
Итак, чтобы поменять лечащего врача при оказании помощи общего типа (в поликлинике, амбулатории, диспансере, больнице и т.п.), необходимо написать заявление на имя главного врача с указанием причин, по которым вы этого требуете. Их документ никак не регламентирует, следовательно, причины могут быть любые - от недовольства стилем общения до недоверия врачу и его компетентности, от неудобного графика его работы до конкретного конфликта. Руководитель в течение трех рабочих дней должен письменно или устно проинформировать пациента о том, какие еще врачи есть в учреждении и какой у них график работы. На основании такой информации тот и делает свой выбор.
Важно, что переход к выбранному вами доктору осуществляется с учетом его согласия. Подразумевается, что он может и отказаться, если, к примеру, перегружен работой.
В принципе, право на выбор врача естественно вытекает из гражданских прав и свобод личности. Однако, как и все прочие наши права, оно тоже имеет ограничения. Об этом не стоит забывать, требуя свое.
Мнение экспертов
Владимир Порханов, главный врач Краснодарской краевой клинической больницы, член-корреспондент РАМН:
- Если пациент высказывает такое пожелание, мы, конечно, стараемся его удовлетворить, когда есть возможность. Но если один врач делает в день 8 операций, он физически не сможет сделать 9 или 10. Выход здесь, я думаю, один: нужно, чтобы все больницы были хорошими, а все врачи высококвалифицированными и нормально относились к больным. Тогда и выбирать будет не нужно. И мы к этому стремимся.
Оксана Денисенко, заместитель главного врача московской городской поликлиники N34:
- Для нас желание пациента сменить участкового врача проблемой не является. Таких заявлений очень немного, не больше 1-2 за год. Причина, как правило, в том, что не сложились отношения с доктором. Вопрос решаем тут же, пациент может перейти к любому другому врачу. Единственное ограничение - по вызову на дом будет приходить его участковый терапевт, потому что территориальный принцип обслуживания сохраняется.
Источник: "Российская газета", Татьяна Батенёва