Как с помощью животных помочь детям-инвалидам обрести веру в себя? Об этом шла речь на прошедшей в областном центре первой региональной научно-практической конференции «Зоотерапия как инновационный метод реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья». А провела ее Мурманская общественная организация канистерапевтов (канис по латыни - собака) «Прикосновение исцеляющей лапы», которой исполнилось восемь лет.
Как-то раз руководитель «Исцеляющей лапы» Ирина Максимова и ее заместитель Татьяна Пашкова отправились на стажировку в Москву к столичным коллегам из кинологического центра «Ордынцы». Это известная в стране организация канистерапевтов, помогающая детям-инвалидам. Гости прихватили с собой собак, и в их числе цвергшнауцера Масю.
Что их заинтересовало в Москве? «Ордынцы» работали по-другому. На показательных выступлениях демонстрировали, как овчарки и ротвейлеры послушно выполняют команды детей-инвалидов. У тамошних кинологов собаки не живут дома, как у Максимовой и Пашковой, их выпускают к ребятам из вольеров и отношения между собакой и инструктором чисто служебные. А потому, когда животные «Ордынцев» продемонстрировали в очередной раз безупречную службу, сидящий рядом с Ириной подросток-дауненок с некоторым вызовом спросил:
- А ваша Мася что умеет?
- Она умеет сидеть у тебя на коленях, улыбаться тебе, играть с тобой и любить тебя, - улыбнулась в ответ Ирина.
Маська, услышав знакомые слова, тут же деловито забралась на колени к пареньку, лизнула в щеку и положила голову ему на плечо. И подросток буквально вцепился в этот смоляной жестко курчавый комок с кожаным носом. Не интересна ему стала никакая служебная дрессировка, все его мысли и чувства заняла только Мася.
Занятия закончились, мальчика повели к автобусу, а он собаку в охапку и не отдает. Уговаривали его хором. Нехотя отдал, только когда мурманчанки пообещали, что они с Маськой еще вернутся.
Потом Ирина и Татьяна приехали домой. И когда пришли вместе со своими собаками в областной социальный центр помощи семье и детям, на очередном занятии стали рассказывать о работе кинологов. О том, как важно, чтобы собака умела защищать, выполнять команды. О том, что для такой «взрослой», ответственной работы есть породы большие, крупные: овчарки, ротвейлеры, доги. Но рядом с нами живут и такие, как цверги Фаня, Мася, йоркширский терьер Плюшка, чихуахуа Кнопка. Они маленькие и задержать преступника не смогут, они умеют только любить. Хотя, конечно, это трудно назвать работой…
А дети послушали-послушали и сказали:
- Ой, а это и есть самая важная работа - любить!
«С тех пор, когда у меня появилась собака, я сильнее ощущаю, что я - человек». Под этими словами английского писателя Честертона могли бы подписаться все, кто профессионально занимается канистерапией. К пониманию важности этой работы каждый приходит своим путем.
- В этом учебном году я стала классным руководителем пятого «а», и сразу остро встал вопрос: как создать из разобщенных детей коллектив? - поделилась наблюдениями участница конференции, педагог гимназии № 7 Анжелика Конченко. - Как-то раз к нам пришла председатель организации «Прикосновение исцеляющей лапы» Ирина Максимова со своими собаками. Первое побуждение ребят было погладить и потискать забавных питомцев. Но потом Ирина начала рассказывать, как удается лечить детей-инвалидов с помощью собак. А я спустя несколько дней предложила своим пятиклассникам пойти на занятие канистерапией в Мурманский центр социальной помощи семье и детям, чтобы самим увидеть, как там помогают больным ребятам. Сначала отправиться туда захотели все. Но потом начались звонки родителей: «Куда это вы собираетесь вести наших детей? Зачем? К чему им общение с инвалидами? Такой мрачный опыт!»
Классная руководительница, как могла, подготовила своих подопечных к тому, что ребята, с которыми они познакомятся, не совсем обычные. Но гимназисты, придя в центр, не то чтобы испугались, а растерялись. Их встретили больные дети, которые так хотели, нет - жаждали общения. Всем понравился симпатичный полненький мальчик, который к каждому подходил и смело протягивал руку: «Привет, меня зовут Дима, а как зовут тебя?» И другие дети доверчиво тянулись к гостям.
- А потом мы пришли в младшую группу, - продолжила рассказ педагог. - У нас есть девочка, у нее красивые длинные волосы. Один малыш подошел сзади, сел и начал перебирать ее пряди. Сидел, как зачарованный. Возвращались домой мои пятиклассники притихшие.
На другой день, когда Анжелика Конченко пришла на урок русского языка и объявила новую тему, ребята вдруг сказали: «Давайте лучше поговорим!» И стали взахлеб обсуждать то, что увидели в центре. У них не просто поменялось мнение об инвалидах, у них глаза другими стали. Они настойчиво спрашивали: «Что надо сделать чтобы те ребята поправились? А собаки им правда помогут?» А потом гимназисты из 5а стали ходить в центр, помогать на занятиях тамошних ребятишек с собаками. Участвовали в играх, были ассистентами у Ирины и Татьяны.
И даже написали на эту тему сочинение. Вот строчки из их работ:
«Когда я узнал о «Прикосновении исцеляющей лапы», то очень удивился, что в Мурманске есть такая организация», «Детей с ограниченными возможностями лечат с помощью собак, и это для них настоящий праздник», «Я знаю, что эти дети не поправятся совсем, но я хочу, чтобы они жили среди нас и были, как мы», «Мы вместе дрессируем собак, мы общаемся!»
Такие встречи очень нужны и важны для больных детей. Но, по мнению Анжелики Конченко, они не менее важны и для здоровых. Там, в социальном центре, благополучные здоровые ребята получили первый урок милосердия.
- Те, кому непонятна сама суть зоотерапии, порой удивляются: «А зачем, идя к воспитанникам дома ребенка, в отделение онкологии детской больницы, в коррекционные школы, вы берете с собой собак?» - сказала Ирина Максимова. - Дескать, можно было устроить веселое представление и без животных. Но когда мы уходим, дети цепляются не за нас, а за собак. Пытаются удержать именно Кнопку, Масю, Ежевичку и рисуют потом их, а не нас.
- Для наших детей зоотерапия - причем не только занятия с собаками, но и с лошадьми, тюленями - просто бесценна, - вступила в разговор учитель-дефектолог областного специализированного дома ребенка Наталья Писарева. - Ведь общение с животным не сможет заменить никакая самая современная обучающая игрушка. Для неуверенных в себе детей - это прекрасная возможность повысить самооценку. Ребенку дается поводок, он ведет, а собака подчиняется, выполняет его команды. Конечно же, это поднимает малыша в его собственных глазах. А представляете, если маленький ребенок сидит на огромной лошади, и она его слушается? Да он себя чувствует не просто уверенным - всесильным!
Сотрудники домов ребенка знают: в стрессовой ситуации малыши порой перестают говорить. Специалисты обследуют и делают заключение: не говорящий. А люди, с которыми он общался прежде - соседи, медики, утверждают: раньше он разговаривал.
Как-то поступил в дом ребенка мальчик Даня, который не хотел ни улыбаться, ни разговаривать. Диагноз у него был такой - социальное тревожное расстройство раннего возраста. Ну ничем не могли педагоги его увлечь - ни музыкальными занятиями, ни самыми современными игрушками. Решили попробовать зоотерапию. Первое знакомство с животными вызвало у него абсолютный негатив - испуг, плач. Боялся он всех одинаково - кошек, собак, голубей. И тогда педагоги обратились к иппотерапии - реабилитации с помощью лошадей.
- Привезли мы его на площадку конно-спортивного клуба «Мурман Хорсе», где наши малыши занимаются с тренером Еленой Даниловой, - рассказала Наталья Писарева. - На первом занятии он от лошадей шарахался, мы с ним просто стояли и смотрели на животных издали. На втором уговорили сесть на лошадь, но вместе с Еленой. И то он сидел, не отпуская моей ладони. Приехали домой, спрашиваем: «Даня, понравилось?» - «Очень!»- Еще поедешь?» - «Нет!»
Оттаивал он постепенно. Стал кормить лошадку, пропускать ее гриву сквозь пальцы, любоваться ею. Но только после шестого занятия на вопрос: «Поедем к лошадке?» - мы услышали:»Да!» И тогда же персонал дома ребенка отметил: малыш расцвел! Исчезли насупленные бровки, хмурый взгляд, постоянная готовность заплакать. Он стал часто улыбаться. И еще выучил первый в жизни стишок. Конечно же, про лошадку. А для нас как для логопедов-дефектологов главное, что у него, как практически и у всех ребятишек, которые приобщены к занятиям с животными, произошел заметный скачок в речевом развитии, обогатился словарный запас. Недавно, когда мы поехали к лошадям с группой ребят, Даня всех обогнал и смело побежал к знакомой лошади.
И все-таки главными действующими лицами в сегодняшней зоотерапии региона являются собаки. Почему? Ответ на поверхности. Канистерапия доступна. Во-первых, содержать собак гораздо дешевле, чем лошадей, не говоря уже о тюленях. Во-вторых, дети с наиболее тяжелыми заболеваниями, в том числе передвигающиеся на колясках, которые больше всех нуждаются в поддержке животных, лишены возможности общаться с лошадьми или морскими млекопитающими - и тех, и других сложно транспортировать. А с собакой под мышкой или в сумке-переноске канистерапевт хоть куда доберется. Ну и, наконец, кто еще, кроме собаки, может быть по мере надобности клоуном, подушкой, извозчиком, партнером в танцах, массовиком-затейником, поводырем, нянькой? И кто, кроме них, может быть выносливым, терпеливым, сообразительным, понимать человека без слов и безоглядно любить его таким, какой он есть?
- Собаке все равно, как выглядит человек, здоров он или страдает тяжелым недугом, - подчеркнула Ирина Максимова. - И если ребенок отличается от других детей внешне, своим поведением, запахом, издает непривычные звуки, его координация нарушена или затруднена, - пес все равно будет глядеть на него обожающими глазами, бурно радоваться встрече и вилять хвостом. Для ребенка же счастье такого общения - бесценный позитивный опыт. Психологи утверждают: если малыш в детстве мечтает о собаке, значит, он развивается гармонично. Но по многим причинам семьи, где живут дети-инвалиды, не могут взвалить на себя еще и заботу о собаке. Поэтому идея нашей деятельности такова: собаки живут у нас дома, а к детям мы приходим в гости.
На конференции не случайно прозвучало очень своевременное предложение: ввести в штаты дома ребенка, центра помощи семье и детям и других подобных учреждений должность тренера по зоотерапии. Сегодня, несмотря на успешный восьмилетний стаж работы, «Исцеляющая лапа» держится фактически лишь на неиссякаемом энтузиазме ее создателей и их личной ответственности. Работают мурманские канистерапевты бесплатно. Спасибо спонсорам, которые помогают. Но их так немного. Повернутся ли власти к таким специалистам лицом и когда - можно только гадать.
А ведь порой канистерапия дает настолько яркий и быстрый результат, который просто изумляет. До сих пор в доме ребенка любят рассказывать о прошлогоднем случае. Малыш, который не мог произнести ни слова (сотрудники даже голоса его не слышали), на своем первом же свидании с мохнатыми лекарями стал громко звать цвергушку Фаню.
- Фа! Фа! - кричал он звонко на весь зал.
И для педагогов это звучало слаще любой музыки.
Источник: "Мурманский вестник", Нина Антонян