Начало XXI века демонстрирует широкое распространение социальных опасностей и болезней в человеческом обществе, которые обусловлены экономическим и социальным развитием в той или иной стране. Социальные болезни общества, несомненно, имеют корни в духовной области, или, правильнее сказать, в бездуховности.
Безусловно, 21 век - это время развития науки и техники. С одной стороны, это намного облегчило нам жизнь, но есть и другая сторона - огромное влияние Интернета на психику. Под влиянием всемирной сети развиваются такие заболевания, как раздвоение личности, аномалии самовосприятия, аутизм. Впечатлительные люди, особенно подростки, которые много времени проводят в интернете, со временем перестают ощущать границу между собой настоящим и виртуальным. Многие геймеры на сутки забывают про сон и еду.
Психологам и психотерапевтам сейчас работы хватает за себя и «за того парня». И все это последствия игромании и компьютерной зависимости. Сколько бедных матерей привели своих детей на прием к психологам по причине этого нервно-психического заболевания! Просто об этом не принято говорить в обществе, этого стесняются и боятся, что на его ребенка будут пальцем на улице показывать. Так как в нашем обществе такие люди, словно стигматы. И вместо сочувствия к ним почему-то питают неприязнь и отвращение.
Люди, страдающие игроманией, сродни наркоманам, у которых в прямом смысле слова, начинаются «ломки», если доза во время не получена. В России уже зафиксировано несколько сотен смертей, а диагноз поставлен «игровая зависимость». Совсем недавно был показательный случай в Подмосковье, г. Королеве. У мальчика отняли провод от компьютера, он взял нож и зарезал отца.
По данным статистиков, в настоящее время каждый четвёртый ребёнок в стране подвержен тому или иному типу нервного расстройства. Депрессии и гиперактивность – вот наиболее распространённые формы их проявления. При этом частота заболеваний нередко зависит от социального статуса семей: у малоимущих – 31,2%, у более стабильных в материальном плане – 16,6%. Психические расстройства возникают у детей из социально неблагополучных семей из-за постоянного морального давления на отпрысков касательно их образования. Родители, сами не достигшие в жизни желаемых высот, принуждают детей к более высоким темпам обучения. Окончить школу с золотой медалью, выиграть школьную олимпиаду, везде завоевывать первые места, и обязательно занять все время ребенка – музыкальная школа, художественная школа, спортивные нагрузки – и как тут не сойти с ума?
К сожалению, сейчас во многих семьях нет того душевного тепла и взаимопонимания, которые особенно важны между родителями и детьми. Дети не выдерживают столь высоких эмоциональных и физических нагрузок и ищут отдушину в развлечениях, играх, сомнительных друзьях, которые предлагают «расслабиться». В 21 веке, как никогда, повысилась детская смертность от самоубийств. Это еще раз показывает, насколько важны доверительные отношения в семье. Основные признаки депрессий и психозов, к которым стоит присмотреться, следующие: смех без видимой причины, внезапное замолкание, встревоженный, озабоченный вид, изменившееся поведение по отношению к родственникам и друзьям, появление необоснованной враждебности или скрытности, защитные действия в виде зашторивания окон, запирания дверей, явные проявления страха, тревоги, паники, отказ от еды.
К любому разговору на тему суицида относитесь серьезно, даже если вам кажется маловероятным, что человек может попытаться покончить с собой.
Если возникнет впечатление, что близкий Вам человек уже готовится к суициду, не раздумывая, немедленно обращайтесь за профессиональной помощью.
Современные средства массовой информации формируют у людей потребительское отношение к жизни, утверждают как единственно верные ориентиры такие изъяны общества, как эгоизм, корысть, жестокость и др. Печатные издания и Интернет, чтобы выжить в условиях конкуренции, в своих материалах обращаются к самым низменным чувствам людей, ежедневно взращивая их. Меняются ценности. Такие понятия, как семья, здоровье, взаимопонимание, милосердие уходят на второй план. Теперь модно соперничать и «выживать». Это формирует в людях, не достигших «вершин славы» комплексы неполноценности, неврозы, депрессии.
Также не стоит забывать про бешеный темп жизни, когда надо всё успеть. Следствием такого круговорота являются хроническая усталость и недосыпание, что в свою очередь ведет к неврозам, психозам, повышенной возбудимости и тревожности.
В наше время для многих людей в силу ряда объективных и субъективных причин основным развлечением стало телевидение. К сожалению, его воспитательная роль чрезвычайно велика. Однако сегодня пустые телесериалы и игры, в которых побеждает самый бессовестный, проповедуют духовную пустоту и элементарную безнравственность.
Потерявшая ценностные ориентиры молодёжь приучается к мысли не о зарабатывании тяжёлым своим трудом материальных благ, а стремится стать успешным (богатым) любой ценой, либо паразитировать на "успешности" другого. Многочисленные же клубы и казино всячески способствуют этому.
Бездуховность и безнравственность порождают такие разрушающие человеческую личность хронические заболевания, как алкоголизм, наркомания, игровая зависимость.
Те же корни и у самых постыдных явлений человеческого общества - проституции и гомосексуализма. К сожалению, в наше время находятся политические силы, которые стремятся не только сформировать у общества терпимое отношения к ним, но и узаконить их. Извращения уничтожают мораль, уродуют такое высокое понятие, как любовь.
Преодолеть социальные опасности с минимальными потерями вполне возможно при решающей роли государства. Для этого необходимо задействовать все его рычаги. Должна быть сформулирована, наконец, внятная государственная идеология.
Избавиться полностью от болезней общества удастся вряд ли. Но значительно их уменьшить вполне возможно. И здесь ведущая роль принадлежит государству. Но главное – начать с себя и своих детей. Огромным шагом вперед будут обязательные психологические курсы для будущих матерей. Это должно стать государственной бесплатной программой. Также важно сформировать общественное мнение, осуждающее социальные болезни. В таком случае должна значительно возрасти роль воспитательных учреждений.
Источник: MurmanMed, Наталия Русских