Цивилизация, облегчив и продлив жизнь человека, все дальше уводит его от природы. Образ жизни меняется даже не с каждым поколением, а едва ли не в два раза скорее смены поколений. Показательнее всего изменения, происходящие с детьми.
С 2005 года входит в психологический оборот термин «синдром дефицита природы» (Nature-Deficit Disorder). Это не заболевание или расстройство, это скорее образ жизни: ребенок проводит большую часть времени не на воздухе, не в играх со сверстниками, а перед компьютером и новомодными гаджетами. Но последствия такого времяпрепровождения – как раз болезни и расстройства. В Европе и США с 1970 года стабильно возрастает показатель ожирения, психических расстройств и суицидальных наклонностей среди детей и подростков в возрасте до 18 лет.
Развитие социальных навыков в ходе игр и естественного общения с друзьями и ровесниками, по мнению большинства психологов, является гарантией того, что ребенок вырастет полноценной личностью, защищенной от всевозможных психологических расстройств.
Ассоциация психотерапевтов Великобритании рекомендовала школьным и дошкольным учреждениям почаще организовывать занятия или различные культурно-развлекательные вылазки на природу. Некоторые неврологические расстройства, в частности синдром дефицита внимания и гиперактивности, могут существенно ослабевать именно на природе.
Родителям не стоит идти на поводу у детей или соревноваться с другими родителями в своей щедрости. Результаты этой щедрости могут оказаться противоположными тем, которых желали бы родители. Различные игры в телефонах, планшетах и ПК, по данным ряда исследований, существенно снижают познавательные способности ребенка – темпы его личностного и психологического развития снижаются. Такие дети отличаются от своих ровесников, проводящих время на природе, меньшими показателями интеллекта.
Негативное влияние затворнической жизни в закрытом помещении находит все новые подтверждения. Недавно в американском журнале Human Biology опубликовано исследование, свидетельствующее, что дети, которые тратят больше трех четвертей своего свободного времени на просмотр телевизора и компьютерные игры, могут столкнуться с ухудшением моторики и координации движений – в девять раз и более по сравнению с нормальными показателями.
Исследование, проведенное в нескольких школах Португалии, показало, что простой физической активности недостаточно для преодоления отрицательного влияния сидячего образа жизни на основные моторные навыки и функции координации, такие как, к примеру, ходьба, бросание или ловля предметов, которые представляют собой структурные элементы более сложных движений.
«Детство является критическим временем для развития навыков координации движения. А они, в свою очередь, играют важнейшую роль в формировании здоровья и благополучия человека на протяжении всей его жизни, – говорит ведущий исследований доктор Луис Лопес из Университета Минью. – Мы знаем, что сидячий образ жизни негативно влияет на развитие этих навыков, что влечет за собой ухудшение общей физической формы, снижение самооценки, ухудшение успеваемости и развитие ожирения».
Группа доктора Лопеса изучила 110 девочек и 103 мальчиков в возрасте от 9 до 10 лет из 13 различных начальных школ города Минью. Уровни физической активности детей измеряли с помощью акселерометров (прикрепляемых к талии небольших устройств, регистрирующих все движения и их интенсивность в повседневной жизни) в течение пяти дней. Координацию движений оценивали комплексно посредством анализа способности детей выполнять определенные базовые упражнения на моторику и координацию.
В среднем все дети провели 75,6% времени исследования малоподвижно, однако влияние этого на моторную координацию оказалось большим у мальчиков, чем у девочек. Девочки, которые потратили 77,3% или больше времени исследования малоподвижно, в четыре-пять раз реже имели нормальную координацию движений, чем более активные девочки. Тем не менее мальчики, которые пренебрегали физической активностью более 76% своего времени, будут иметь в пять–девять раз худшую координацию движений, чем их физически активные сверстники.
По мнению врачей, родители должны задуматься, как сделать так, чтобы их дети больше времени проводили на открытом воздухе. Подойдут и прогулки во дворе или в парке, и поездки всей семьей на пикники, да что угодно – лишь бы на воздухе и лишь бы в движении.
Источник: "Независимая газета", Елизавета Алексеева